Исследование Pisa, публикуемое каждые три года (но в этот раз отложенное на год после пандемии коронавируса), стало глобальным эталоном, к которому внимательно присматриваются правительства.
С 2000 года в нем оценивается эффективность систем образования по научным, математическим и читательским навыкам 15-летних учеников. Каждый раз одна из этих трех областей рассматривается более подробно.
В 2022 году в заданиях приняли участие 690 000 молодых людей в 81 стране и территории.
На этот раз более подробно рассматривалась эффективность систем образования в области математики. По итогам исследования лидирует Сингапур. За ним следуют Макао, Тайвань, Гонконг, Япония и Южная Корея. В странах ОЭСР наблюдается "беспрецедентное падение" успеваемости после пандемии ковида.
Вместе с тем эксперты отмечают, что падение показателей в трех измеряемых областях можно лишь частично объяснить пандемией , потому что "результаты в чтении и естественных науках уже снижались, а негативные тенденции в математике были заметны еще до 2018 года" в нескольких странах, включая Францию, когда проводилось последнее исследование.
В Японии, Сингапуре и Южной Корее показатели улучшились, несмотря на коронавирусные ограничения.
Среди стран Европы лидирует Эстония, которая также входит в глобальную десятку лучших по математике. Помимо Франции, самый резкий спад наблюдался в Германии и Польше, где успеваемость учащихся была на уровне, типичном для тех, кто был на год моложе в 2018 году.
В Украине значительная часть учеников не достигла базового уровня по математике, чтению и естественным наукам - международное исследование качества образования PISA
Для каждого из трех видов грамотности эксперты определили базовый уровень ее сформированности, некую ватерлинию. И быть ниже этой ватерлинии означает не иметь элементарной подготовленности и способности мыслить самостоятельно. Так, базовых знаний по математике достигли 58% участников исследования, по чтению - 59%, в естественно-научных дисциплинах - 66%. Стоит отметить, в 2018 году результаты были лучше.