Российская агентура мечтает получить данные о планировании операций ВСУ, но кабинеты Генштаба — не самое простое место для взлома. Режимные объекты каждый день проверяют несколько служб. Фокус узнал, кто может стоять за организацией столь сложной операции.
Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный и его помощник Константин Бушуев стали объектами наблюдения. В воскресенье, 17 декабря, у них в кабинетах нашли устройства для прослушивания.
Служба безопасности Украины уточнила, что прослушку нашли не в кабинете, а в одном из помещений, где мог работать Залужный. Техническое средство не работало, следов сбора данных и передачи аудиозаписей не выявили.
Параллельно бывший замминистра обороны Украины Анна Маляр признается, что военная тайна не раз становилась публичной и "все осознают вероятность прослушивания и утечки информации".
"Это всегда учитывается при общении голосом. Но то, что у нас есть сливы секретной информации, скажем, из штабов — да", — говорила она.
На вопрос, мог ли кто-то из Генштаба подложить устройство, он сказал: "Нет, с ушами уже давно не работаем".
Как получить доступ к кабинетам Генштаба ВСУ?
Украинский журналист Юрий Бутусов выдвинул собственную версию произошедшего: в кабинете главкома могли установить самодельные устройства. Это беспрецедентное нарушение режима безопасности, сделал он выводы.
По словам генерал-майора запаса СБУ Виктора Ягуна, есть два метода прослушивания — стационарный и внешний. При первом нужно получить прямой доступ к каналам связи, но в Украине такими правами и техсредствами наделены исключительно сотрудники СБУ.
Другой метод заключается в преднамеренной установке специальных устройств. В кабинеты военных могли поставить простую китайскую технику, ведь применение аппаратуры для спецслужб давно бы упомянули в отчетах.
Кабинеты Генштаба ВСУ — это режимный объект, который каждый день проверяют несколько служб: охрана помещения и военная контрразведка. Среди помощников Валерия Залужного есть представитель СБУ для эффективной коммуникации между ведомствами, добавляет Ягун.
Эксперт видит в истории с прослушкой элемент давления на Валерия Залужного, но воздерживается от оценок, кому это нужно.
"Российский след" или внутренние разборки: кому нужно подставить Залужного?
Во время полномасштабной войны Россия кратно усилила процесс внедрения агентов в украинские органы власти, включая высшее военное командование. В Генштаб могли пробраться российские шпионы, полагает эксперт по вопросам безопасности, генерал-лейтенант Службы внешней разведки Василий Богдан.
В случае с Залужным военная контрразведка должна была выявить и противодействовать агентурной сети. Богдан уверен, что нахождение жучков в кабинетах не связаны с возможными конфликтами в высшем военно-политическом руководстве.
Ветеран российско-украинской войны, майор запаса ВСУ Алексей Гетьман считает, что установка прослушивающего оборудования в кабинете Залужного российской агентурой — это наихудший сценарий для Украины.
Гетьман предлагает не уходить в область политики, в том числе в обсуждения о влиянии на главкома оппозиционных или провластных сил.
"Любой вариант, кроме внутренних проверок, не очень хорош для Украины в целом", — резюмировал он.