Недавно вице-президент США Джей Ди Вэнс подверг острой критике власти Британии и заявил, что Соединённое Королевство становится первой в Европе исламистской страной.
Некоторые восприняли подобное высказывание как шутку, однако, несмотря на то, что комментарий Вэнса действительно был сделан в шутливом тоне, это был явный укол в сторону миграционной политики Британии и интеграции мусульман в британское общество.
Оснований для таких словесных выпадов в сторону Лондона хватает – согласно результатам одной из последних переписей населения, в Лондоне и Бирмингеме люди, которые идентифицируют себя как «белые британцы», теперь составляют меньше половины населения. Более того, в связи с наплывом мигрантов и беженцев из мусульманских стран в некоторых районах Лондона появились «мусульманские патрули», которые наводят «шариатский порядок».
Массовая миграция и ее последствия
Существующие в государствах ЕС мусульманские общины и организации, часто финансируемые из-за рубежа, играют значительную роль как в экономике, так и в социально-политической жизни западноевропейских государств. В Германии, Франции и Великобритании мусульмане оказывают серьезное влияние на общественно-политические процессы [1].
Массовая миграция в Великобританию из мусульманских стран началась еще после Второй мировой войны – во второй половине 1940-х годов. Иммигрантами, в первую очередь, оказывались выходцы из Индии, Пакистана, Бангладеш, стран Африки, некоторых арабских стран (Египта, Ирака, Йемена).
Вторая волна мусульман-иммигрантов захлестнула Великобританию после обретения независимости ее африканскими колониями. Причем эти мигранты из стран Восточной Африки были не африканцами, а азиатами. Это объясняется тем, что в конце 1960-х годов в странах Африки проживали и работали выходцы из Азии, исповедовавшие ислам. Они владели предприятиями и фирмами, занимающимися оптовой торговлей. Мусульмане-азиаты фактически контролировали банковскую и финансовую сферы ряда африканских стран, при этом они имели британский паспорт.
Мигранты и беженцы продолжали прибывать в Британию (которая проводила «политику открытых дверей») и позднее – только в 1999 году около 68 тысяч человек прибыли в Британию с целью получить убежище. Самые высокие пропорции среди них составляют выходцы из бывшей Республики Югославии, Сомали, Шри-Ланки, Афганистана, Пакистана, Турции, Китая, Колумбии, Румынии, Албании, Ирака и Польши.
В 2001 году член парламента от Йоркшира Дж. Тоуненд на страницах The Guardian высказывался:
«Наше однородное, гомогенное англосаксонское общество оказалось сильно подорванным массивной иммиграцией... которая имеет место с момента окончания Второй мировой войны... На мой взгляд, единственное правильное решение, которое может быть принято в отношении ищущих убежища, это как можно скорее выслать их обратно».
«Сильно подорвано» — это еще мягко сказано, поскольку еще в 2000 году был опубликован доклад Биху Пареха «Будущее мультиэтничной Британии», где сторонники многонационализма и стирания границ национальной идентичности писали, что британская идентичность является «глубоко расистским понятием» и от нее нужно отказаться.
Из-за миграционной политики в британских городах появилось множество различных этнических анклавов. Например, большинство районов Лестера сплошь заселено иммигрантскими сообществами. При этом на территории мусульманских общин официальное законодательство практически не действует – там всем управляет так называемый «суд шариата» и шариатский совет. Фактически речь идет о появлении альтернативной законодательной системы.
Мусульмане берут власть в городах
Сторонники антииммиграционных движений справедливо полагают, что приезжие мусульмане несут в их мир свою систему взглядов, свое видение уклада общества и общественных отношений, где нет места таким понятиям, как «демократия» и «толерантность». Достаточно сложно говорить о возможности реализации системы данных понятий в мусульманском обществе, подчиненном религиозно-правовым нормам шариата [2].
Общеизвестно, что исторически сложившаяся система государственных институтов во многом определяет характерные черты той или иной общности, в которой происходит начальная социализация индивидуума. Поэтому, несмотря на последующие миграции, индивид будет стремиться к реконструкции той системы, в которой происходила его первичная социализация. Иначе говоря, специфика восточного общества и арабской цивилизации (выделение цивилизации в соответствии с концепцией британского историка А. Дж. Тойнби) обуславливает трудность адаптации к жизни в совершенно другом историко-культурном регионе.
Иммиграция мусульман на территорию стран ЕС предполагает не только их непосредственное пребывание, но и перенос их идей, форм общественного устройства и управления на новое место. По мнению противников миграции, возрастание количества иностранцев арабского происхождения ведет к быстрой и активной исламизации стран Евросоюза и, как следствие, утрате ими культурной самобытности.
Действительно, численность мусульман в некоторых европейских странах постоянно растет, и Великобритания не является исключением – число мусульман с 2001 по 2011 год выросло более чем на 1 млн 200 тысяч (из них почти 600 тыс. – родившиеся на территории Британии дети). Всё это происходит на фоне установленного переписью сокращения числа христиан. В 2001 году таковыми себя считали 72% населения страны, а в 2011 г. – лишь 59%.
При этом около половины мусульман Британии официально безработные. Безработица среди расовых и этнических меньшинств, к которым относятся почти все мусульмане, обходится бюджету страны в колоссальную сумму — 8,6 млрд фунтов в год (различные пособия по безработице).
Рост численности мусульман в Британии также привел к тому, что множество мусульман-мигрантов, что называется, «ворвались в политику». Например, мэром Лондона с мая 2016 года является лейборист пакистанского происхождения Садик Хан, который стал первым мусульманином, избранным на пост мэра Лондона.
В некоторых случаях политики «от меньшинств» рассматривают ценности своего конфессионального сообщества как единственно возможные. Более того, многие мусульманские политики и организации достаточно «толерантны» к различным экстремистам и, формально осуждая акты терроризма, при этом предоставляют нетерпимым проповедникам и экстремистским организациям «площадки» для выступлений, включая интернет-ресурсы или СМИ.
Для повышения статуса ислама британская элита демонстрирует не просто толерантность, но лояльность на самом высоком уровне. Так, в Великобритании у религиозных сообществ, в том числе и мусульман, есть статус общественно-полезных союзов, подразумевающий определенные финансовые льготы и выплаты из национального и местных бюджетов. В стране более 1000 имамов, 1650 мечетей и молельных домов. Если они оформляют регистрацию и получают официальный статус, это позволяет им прибегать к господдержке и взимать с верующих налоги на содержание мечети.
Кроме того, в Британии повсеместно разрешено ношение хиджабов и никабов и даже разрешен ритуальный забой скота согласно религиозным предписаниям. Поэтому неудивительно, что многие мусульмане едут в Британию, где их с распростертыми объятиями встречают местные власти.