Если и существует связующая нить между известными судебными процессами, о которых речь пойдет далее, то этой нитью станет мотив несправедливости и предубежденности. Эйзенштейн в защиту философа Бертрана Рассела как-то написал: «Великие умы всегда сталкиваются с яростным сопротивлением со стороны умов посредственных». По словам Кристофера Хитчинса, в вечном противостоянии с посредственностью, ведомой циниками и коррупционерами, героизм разбивает себе сердце, а идеализм — ломает хребет. Изучая историю, в частности историю громких судебных процессов, в качестве яркого примера несправедливости, каждый из нас в силах повлиять на баланс этих сил в нашем обществе.
- Салемский процесс
Судебный процесс ХVII века по делу массачусетских ведьм, бесчестным апогеем которого стали разбирательства в городе Салеме, до сих пор остается одним из наиболее вопиющих случаев массовой истерии в истории. На первый взгляд дурная слава судебного процесса в Салеме выглядит несколько неоправданной: среди почти тех десяти тысяч человек преданных огню за колдовство в средние века, всего лишь девятнадцать проживали в Салеме (пятеро умерли в заключении, не дождавшись казни). Возможно, в мировую историю судебного дела Салемский процесс не в последнюю очередь вошел благодаря приличному объему сопровождающей суд документации. От чтения тех записей, таких как, например, описания случая пожилого фермера Жиля Кори, у любого бы волосы встали дыбом.
Атмосферу в Салеме назвать здоровой было бы сложно. Непрекращающиеся семейные распри, вражда из-за собственности и владений, а также постоянные стычки с индейцами привели жителей городка в состояние близкое к всеобщему помешательству. Чтобы безумие вырвалось на волю, достаточно было малейшей провокации, которая не заставила себя долго ждать. Началось все с того, что у двух местных девчушек, Бэтти Пэррис и Эбигайль Вильямс, обнаружились симптомы странной хвори, происхождение которой доктора установить не смогли. За отсутствием объяснений, было решено, что причиной загадочного недуга является не что иное, как колдовство. Вскоре были задержаны, обвинены в колдовстве и заключены в тюрьму бездомный попрошайка, раб и женщина, которая пропускала церковные службы. В защиту несчастных выступила уважаемая набожная горожанка по имени Марта Кори, и как следствие, ее саму тут же обвинили в колдовстве. Среди жителей городка ширились волнения и взаимные обвинения, и местные судебные органы обратились за советом к наиболее влиятельным церковным институтам Новой Англии. Церковнослужители посчитали, что судебные разбирательства, должны продолжаться, тем самым санкционировав множество дальнейших обвинений и казней. По их мнению, как ни прискорбно, жители Массачусетса будет продолжать страдать от злобных проявлений невидимого мира, если не попытаться пресечь этот процесс и не наказать виновных.
- Альфред Дрейфус
«Страсть моей жизни — нести свет, нести во имя человечества, которое страдало безмерно и заслуживает счастья. Мой пламенный протест не что иное, как следование зову моего сердца» — так говорил Эмиль Золя в 1898 году.
Альфред Дрейфус, еврей по происхождению, капитан французской артиллерии в 1894 году был арестован по обвинению в передаче секретной информации немецким властям. В следующем году военный трибунал обвинил его в государственной измене и приговорил к пожизненному заключению. На этом эта история могул бы и закончиться: такие вещи постоянно происходят в этом мире, и через год дело практически было закрыто. Но в 1869 году новый шеф военной разведки обнаружил улики, свидетельствующие, что другой офицер, Майор Естергази, мог быть причастен к факту государственной измены. По всей вероятности, Дрейфус был невиновен. Человека, обнаружившего доказательства невиновности Дрейфуса в срочном порядке откомандировали в Тунис. В целях сохранения собственной репутации военные власти, решили не предавать эту историю огласке.
Но, несмотря на все усилия, подробности этой истории неумолимо распространялись по всему Парижу, что и вызвало вполне объяснимый общественный резонанс. Когда история с сокрытием улик попала в средства массовой информации, разразился настоящий скандал, расколовший Францию конца века на два полярных лагеря, скандал, который стал наиболее широко обсуждаемым политическим событием того времени. Мир интеллигенции разделился на тех, кто считал Дрейфуса изменником и тех, кто был убежден в его полной невиновности. Среди последних был и известный французский писатель Эмиль Золя, в 1898 году опубликовавший свое бессмертное творение «Я обвиняю». В своем открытом письма президенту Французской Республики, Золя, возмущаясь и негодуя, требует «правды и справедливости» для Дрейфуса. Кстати, это письмо послужило бы неплохим обучающим пособием для амбициозных и честолюбивых журналистов. Поверхностный и неубедительный судебный процесс, а также последующее за ним сокрытие улик Золя называет самым вопиющим вероломством и беззаконием века, а также неприкрытым проявлением антисемитизма, довольно распространенного во Франции того времени. Перефразируя абсурдные обвинения военного суда Золя писал, что даже в том что Дрейфус знает несколько иностранных языков было усмотрено преступление, а также в том, что в его доме не нашлось компрометирующих бумаг, а еще преступлением является то, что Дрейфус бывал на своей исторической родине. Его любознательность и трудолюбие — тоже преступление; он спокоен – преступление; он невозмутим – преступление.
Золя совместно с группой либерально настроенных общественных деятелей потребовали повторного суда над Дрейфусом. Французские власти не пошли на этот шаг. Вскоре Золя обвинили в уголовно наказуемой клевете и, чтобы избежать заключения, ему пришлось уехать в Англию. Для Золя позиция общества была ясна, с одной стороны, считал он, существуют вредители и преступники, не желающие света и правды, а с другой стороны, в обществе нет самоотверженных борцов за правду, готовых пожертвовать жизнью во имя справедливости. Однако старания этих людей оказались не напрасны. Как и предсказывал Золя, в 1902 году Дрейфу был помилован, а четырьмя годами позже реабилитирован и освобожден, после чего продолжил служить Франции во время Первой мировой войны.
- Мартин Лютер
«Для меня лучше умереть тысячу раз, чем взять назад хотя бы одно слово и осужденных ими статей. И как меня они отлучают от церкви за ересь и богохульство, так и я отлучаю их во имя святой Божьей правды. Только Бог судья тем, кого отлучили», — сказал Мартин Лютер.
Именно с суда над немецким священником Мартином Лютером начался процесс великой Реформации протестантизма. Реформация вылилась в полный драматизма процесс раскола католической церкви, последствиями которого стали религиозные войны, народные волнения по всей Европе, а также начало раздела Европы и формирование современных европейских государств. Целью Лютера была вовсе не революция: изначально он, как и многие другие, обнаружил, что благоговение перед богом неправильно истолковывается доктринами католической церкви, Лютер искренне надеялся открыть людям глаза на таинство покаяния.
В 1516 году Лютер начал проповедовать против того, что он считал самым гнусным в политике Католической Церкви. В частности, жестокому осуждению он подверг распространенную на тот момент практику продажи индульгенций, которые в равное степени, как для верующих, так и для безбожников, выступали в качестве средства попасть на небеса, которое можно купить за деньги.
С целью дальнейшего обсуждения на дверях Виттенбергкого собора он вывесил список своих предложений, состоящих из девяноста пяти пунктов. Говорят, что узнав о «95 тезисах» Лютера, папа Лев Х назвал его «пьяным немцем, который изменит свое мнение, как только протрезвеет». Но трезвость здесь была не причем, свои убеждения Лютер менять не собирался. В 1518 году Лютера обвинили в ереси, а в 1521 он предстал перед судом г. Ворма. На предложения отречься от своих еретических высказываний, он ответил решительным отказом, произнеся свою известную фразу «Я в этом твердо убежден. По-другому думать я не могу. Да поможет мне Бог. Аминь». По вердикту Вормского суда Мартин Лютер был признан виновным в распространении ереси, а все его книги подлежало сжечь на костре. Таким образом, он должен был понять и осознать, что те, кто дали ему в свое время приют, могут и покарать его. Лютеру удалось укрыться в замке своего покровителя Фридриха Мудрого и прожить остаток своих дней на свободе.
- Англия, Карл I
Свидетель, присутствовавший при казни Чарльза так описывал тот трагичный исторический момент: «Я видел, как обрушился топор… Я помню гул многотысячной толпы, такого звука я не слышал никогда в своей жизни и надеюсь, никогда не услышу в будущем».
Карл I, один из самых красивых королей Англии, предстал перед судом в 1649 году по приказу Оливера Кромвеля и его парламентариев. В течение последних десяти лет король вел непрерывную войну против Кромвеля и его соратников, которые всячески пытались лишить государя королевской власти, которую последний не всегда правильно использовал. Действия короля в преддверии окончания войны и его непрекращающиеся попытки помешать Кромвелю осуществить задуманное, значительно снизили шансы Якова на помилование. Его смерти не мог предотвратить даже тот факт, что он по-прежнему пользовался определенной поддержкой народа, и даже те, кто его особо не жаловал, простили короля. Для суда над королем был создан революционный трибунал, который объявил Карла I изменником и тираном. На глазах у многотысячной толпы, прямо перед его собственным банкетным залом, ему отсекли голову.
- Галилео Галилей
«Мой дорогой Кеплер, жаль, что мы не можем просто посмеяться над этим в высшей степени тупым стадом» - писал Галилео Галилей в письме своему другу и соратнику по науке Иоганну Кеплеру. К тому времени, в 1543, Николай Коперник уже предложил идею гелиоцентрической модели Вселенной. Эта теория шла вразрез с общепринятой в то время геоцентрической моделью, Птолемея, которую популяризировал и Аристотель. Согласно геоцентрической модели планеты и звезды вращались вокруг неподвижной Земли. Преступление Галилея заключалось в том, что он посмел развить и расширить инновационную гипотезу Коперника. В своем «Диалоге о двух главнейших системах устройства мира» со своим неумолимо отдаляющимся другом папой Урбаном VIII, Галилей опроверг все высказанные папой аргументы в пользу геоцентрической системы, практически выставив последнего косным простофилей. Этот шаг стал последней каплей в разрыве с его последним влиятельным другом, который до этого оказывал ученому достаточно сильную поддержку. Представители общественного мнения отвернулись от Галилея, состряпав дело о его богоотступничестве и сомнительных моральных качествах, и, вскоре после этого – в 1632 году – в Риме он предстал перед судом по обвинению в ереси.
Обвинение католического суда звучало следующим образом: «Предположение о том, что Солнце является центром вселенной и при этом не меняет своего положения полностью абсурдно и представляет собой образец фальшивой философии и форменной ереси, по причине своего полного противоречия Святому Писанию». Галилея вынудили отречься от своих убеждений и высказываний, после чего он был приговорен к домашнему аресту, под которым и пребывал до конца своей жизни.
- Ян Гус
«Бог свидетель, я никогда не проповедовал того, в чем меня обвиняют. И на правде этой, которую писал и проповедовал, которой учил я, взяв ее из закона Божьего и толкований святых докторов, готов с веселием умереть ныне…», - такие слова произнес Ян Гус в 1415 году.
Ян Гус – идеальный пример человека, который опередил свое время и мыслил намного прогрессивнее своих современников, от рук которых он впоследствии и пострадал. Им его идея явно пришлись не по вкусу. Идеи реформаторства, проявившиеся позже в XVI столетии при поддержке Мартина Лютера и ему подобных, кипели в уме чешского священника-философа за столетие до этого. Гус был приглашен в Констанц для участия в примиренческом соборе, однако вскоре неожиданно был арестован и заключен в темницу. Его вынуждали отречься от еретических убеждений, но он продолжал настаивать на том, что его воззрения ересью не являются и признать их ложными ему не позволит ни честь, ни совесть. Гус был привязан к позорному столбу, после чего ему предоставили последнюю возможность покаяться в ереси, но и на этот раз он отказался, повторяя, что никогда не проповедовал ереси, в которой его обвиняют. Только после его смерти на костре в 1415 году, его идеи стали набирать популярность в Чехии, в результате чего разразилась Гуситская война, во время которой гуситы отразили не менее пяти папских крестовых похода. Позже Мартин Лютер признавался, что не мог понять, почему такой великий человек, который так обстоятельно и серьезно разобрал Святое Писание, мог быть предан огню.
- Джордано Бруно
Джордано Бруно, итальянский монах и астроном был, как не трудно догадаться, был обвинен в ереси, действующей в то время святой Инквизицией. Помимо других преступлений, ему в вину вменяли его твердое убеждение в том, что Солнце – это звезда, а звезды – это что-то вроде солнц и планет. Он верил в то, что Вселенной существуют другие планеты, и возможно, на них существуют разумные формы жизни. Так же как и жестоко преследуемый голландский философ Спиноза, Бруно был пантеистом. По его мнению, у всего в нашем мире была своя душа, а такая позиция не соответствовала существующей церковной доктрине. Бруно сожгли на костре в 1600 году после драматичного судебного процесса длиною в семь долгих лет, в ходе которого он так и покаялся в ереси и не предал своих убеждений. Как на парадоксально это звучит, но в 2000 году итальянский кардинал признал смерть Бруно «печальным эпизодом», но в то же время оправдал действия инквизиции желанием служить свободе и распространению добра. По его словам, инквизиция сделала все, что было в ее силах, чтобы спасти жизнь Джордано Бруно.
- Жанна Д’Арк
В 1431 году девятнадцатилетняя Жанна Д’Арк была схвачена и обвинена в ереси. Обстоятельства, сопровождавшие судебный процесс, были явно не в пользу Жанны. Дело вели наиболее агрессивно настроенные духовные деятели. Многие клирики, изъявившие желание защищать девушку, на суд допущены не были. Ее признали виновной и приговорили к пожизненному заключению. В тюрьме, чтобы избежать домогательств британских гвардейцев, она начала носить мужскую одежду. Для ее обвинителей это послужило лишь лишним подтверждением того, что Жанна Д’Арк снова ударилась в ересь. Спустя 25 лет Церковь признала вопиющую несправедливость обвинения, и приговор был отменен. Спустя почти 500 лет, Жанна Д’Арк была канонизирована. Ее невероятная история и смелость, с которой она приняла несправедливую смерть от рук жестоких современников, в полной мере объясняют славу этой храброй девушки
- Сократ
«В самом деле, если вы думаете, что, убивая людей, вы удержите их от порицания вас за то, что живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Ведь такой способ самозащиты и не вполне возможен, и не хорош, а вот вам способ и самый хороший, и самый легкий: не закрывать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше», - так говорил Сократ.
Сократ, один из самых известных греческих философов после циника Диогена, был приговорен к смерти гражданами Афин в 399 до нашей эры. Он был официально обвинен в богохульстве и умственном растлении афинской молодежи. Он был назван злодеем, посягающим на знания, скрытые под землей и в небесах. Его также обвиняли с том, что хорошие вещи он делает плохими, а зло пытается выставить добром. Обвинения эти справедливыми не были, хотя некоторые основания для недовольства граждан все-таки имелись. Манера Сократа указывать на ошибки окружающих была довольно неприятна, но ее неприятность можно было сравнить с раздражением, которое овод причиняет лошади. Прогулка по Афинам была отнюдь небезопасной, жители никогда не знали, когда на их пути встретится Сократ и начнет морально оскорблять их и поносить их взгляды и убеждения.
На суде, в свою защиту Сократ произнес длинную энергичную речь. В ней он говорил, что в отличие от других, красноречием он не отличается, а все что он может – это говорить правду, этим он всегда занимался и собирается продолжить это в будущем. Несмотря на красоту защитной речи, большинством голосов Сократ был признан виновным. По законам Афин, ему было предложено выбрать себе наказание более гуманное, чем смерть. Вопреки здравому смыслу Сократ предложил оплатить штраф в тридцать мин. Подобное было смехотворно ничтожным, что просто привело судей в ярость. За смертную казнь Сократа проголосовало больше человек, чем за признание его вины – этот факт довольно красноречиво указывал на то, что Сократ знал, как терять друзей и превращать их во врагов в максимально короткие сроки. После оглашения приговора, Сократ покинул здание суда, сказав: «Вот и настал час ухода, и мы все идем своими дорогами – я на смерть, а вы – к жизни. Какая из этих дорог лучше, известно только Богу».
После суда, он был заключен в тюрьму, где согласно приговору, ему пришлось выпить яд болиголова. Последние мгновения своей жизни, Сократ провел в окружении друзей, дискутирую на тему бессмертия души. Даже после того как под действием яда онемели его ступни и ноги, он продолжал говорить, убеждая всех в том, что его идей истинны и справедливы, до того самого момента, когда его настигла смерть. Сократ утверждал, что пострадать от несправедливости других намного лучше, чем быть несправедливым самому.
- Иисус
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», — от Матфея, 5:44
Вряд ли какое-то другое событие так отразилось на истории человечества как суд и последующая казнь на кресте Иисуса Христа. Его схватили в оливковой роще в окрестностях Иерусалима, после подлого предательства Иуды Искариота, последовавшего после Тайной Вечери. Стражники привели его в дом верховного еврейского верховного жреца, где заседал специальный комитет под названием Синедрион. Иисус не говорил много, но и этого хватило, чтобы его стали осыпать насмешками и ударами. Несмотря на побои и истязания, он не перестал отрицать того, что является Сыном Божьим. Разгневанный верховный жрец сорвал с Иисуса одежду, считая, свидетельств вины Иисуса достаточно и все присутствующие уже услышали из его уст богохульные речи. Единогласно Иисус был приговорен к смертной казни.
На следующее утро, верховные жрецы доставил Иисуса к римскому наместнику Понтию Пилату. Они настаивали на том, чтобы Иисуса пригвоздили к кресту, но Пилат выразил определенные сомнения в виновности представшего перед ним человека. Однако, огромное количество людей, собравшихся на улице, громко требовали казни Иисуса, и Пилат, пожелав удовлетворить чаяния большинства, передал Иисуса в руки толпы. А затем руками врагов, которых он любил, он был пригвожден к кресту, который был воздвигнут на горе Голгофе.