Как-то так получается: тема «наш несчастный дом Руссова» время от времени становится топ-новостью одесских СМИ. Обычно это связано с очередным мега- (макси-, мини-) пожаром несчастного бывшего красавца, обрушением (опять-таки, большим и малым) или очередным «воспоминанием» о здании «в верхах». Так получилось и на сей раз. Приехал в Одессу испанский архитектор и привез, если не план спасения дома Руссова, то уж, во всяком случае, свое видение, каким стать дому Руссова в будущем. Знать бы еще, насколько далеком будущем. Но это, как вы понимаете, не проблема испанского архитектора.
«А в сентябре, думаю, состоится настоящая, полноценная презентация»
Итак, в Одессу приехал, как сообщили очень и очень многие наши городские СМИ, Мануэль Нуньес-Яновский, и в Одессе снова стала активно муссироваться тема о будущем и дома Руссова, и квартала вокруг него. Все это находится в самом сердце города. Многие уже привыкли и к уродливой «тряпке, украшенной крысой», которой задрапировано здание, и к тому, что дом каким-то чудом остался цел, хотя от его былой красоты ничего не осталось, о чем мы не раз сообщали и давали устрашающе-предупреждающие фоторепортажи и в газете «Слово», и на нашем сайте.
Теперь — об архитекторе из Испании. Мануэль Нуньес-Яновский, как следует из сообщений, хотя и живет в Испании, но все же «одесского происхождения». Сразу отмечу, что это не совсем так. Испанский архитектор-урбанист, член Королевской академии изящных искусств Испании Нуньес-Яновский родился в 1942 году в Самарканде (тогда — Узбекская ССР). Да, некоторое время в отрочестве он, в самом деле, жил с родителями в Одессе, а после — переехал в Испанию на ПМЖ. Окончил факультет истории и археологии Барселонского университета и Школу драматического искусства Адриа Гуалью. Его архитектурные проекты реализованы в Германии, Нидерландах, Бельгии, Болгарии, Грузии, России, Алжире, Конго.
Но что для одесситов действительно важно, так это тот факт, что архитектор таки в самом деле привез проект реконструкции и создания единого архитектурного ансамбля на месте домов Руссова и Либмана.
И тут самое время вспомнить, что с подобным проектом он уже приезжал в Одессу. Было это на стыке 2010 и 2011 годов, и сейчас уже мало кто помнит, какой «фурор» произвела тогда «картинка» будущего дома Руссова. Над ним возвышался… огромный купол. Одесситы тогда не поленились, «потрудились» в фотошопе, и, как теперь принято говорить, «зафотожабили» увиденное. В общем, огромный купол над домом Руссова по душе одесситам не пришелся.
Кстати, сам Мануэль Нуньес-Яновский по этому поводу сказал так:
Ну разве что дом Руссова просто рухнет…
Презентовать нам будут новый проект. Купол, в общем, остался, но продуман он так, что будет виден только птицам, то есть, с большой высоты.
Далее, по замыслу Мануэля Нуньес-Янов-ского, на этом месте (плюс еще три исторических здания), будет размещен 12-этажный комплекс с расположенным в центре концертным залом.
Что важно: проект сохраняет фасады дома Руссова (конечно, преображенные), выходящего на Соборную площадь, и дома Либмана, стоящего на углу улиц Садовой и Преображенской.
Уверена, глядя на предоставленные фото проекта, снова отыщутся те, у кого это вызовет недовольство. И, прежде всего, прозвучат нарекания, что от прежнего, того самого, исторического, дома Руссова практически ничего не останется. Хочу сразу предупредить: до воплощения в жизнь этого проекта более чем далеко, и он пока из серии «нарисуем — будем любоваться (или просто обсуждать). А еще хочу напомнить, что состояние дома Руссова, да, в общем, и дома Либмана, расположенного к нему впритык, таково, что это тот случай, когда хуже не бывает. Ну разве что дом Руссова просто рухнет… Напомню, еще 28 мая сего года, на заседании исполнительного комитета Одесского горсовета многострадальный Дом Руссова был признан аварийным. Таково было решение членов исполкома, когда были подведены неутешительные итоги работы специализированной комиссии, созданной для определения состояния здания.