Інформація до новини
23-08-2015, 11:00

Любить, но не монополизировать

Категорія: Новини / Історія та суспільство


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Любить, но не монополизировать

В современной Украине в последние годы (собственно, после провозглашения независимости) наблюдается «вспышка» всеобщей любви к национальной сорочке-вышиванке. Эту красивую одежду с удовольствием носят мужчины и женщины, молодые и пожилые. Ее носит малыш-детсадовец и носит Президент державы нашей. В разных городах Украины проводятся уже традиционные парады вышиванок. Ей отводится почетное место в гардеробе уважаемых людей – писателей, художников, артистов, политиков. Эту действительно очень красивую, праздничную одежду подняли к роли патриотической, культовой. Совмещать с европейской одеждой и «переселять» в город украинскую вышиванку, которой раньше радовались лишь селяне и казаки, стали где-то в конце XIX – начале XX столетия. А вообще же она имеет очень древнюю и богатую историю.

 

Еще Геродот засвидетельствовал, что одежда скифов украшалась вышитым орнаментом идентичным обнаруженному на остатках посуды эпохи неолита. В течение столетий вышитая рубаха органично вошла в жизнь и быт славянских народов, воплощая эстетические принципы, идеалы красоты.

В украинских семьях девушка с ранних лет садилась за вышивание – готовила себе к свадьбе рушники, вышивала себе и суженому свадебные сорочки, которые одевались раз в жизни и потом до конца ее сохранялись. Считалось, что вышитая матерью или невестой сорочка является лучшим оберегом в битве для казака. В самом орнаменте вышиванки есть «оберегающие» знаки – например, обведенный кругом крестик. Свои символы имеют и другие детали: ромб – солнце, волнистая линия – вода, горизонтальная – земля. И естественно, что свою символику имеют растительные орнаменты: листья дуба – сила, калина – краса, виноград – радость, барвинок – верность.

Не случайны и символические изображения животных: петух, конь – защита от злых сил, ласточка – хорошее известие, пара голубей – любовь и брак.

В зависимости от региона вышиванки отличаются и орнаментом, и цветовой гаммой, и своеобразием техники вышивания. Например, на Подолье они очень многокрасочны, а на Полтавщине часто вышивают белым по белому, лишь обводя узор цветной каемкой. Волынские вышиванки поражают изысканной простотой, черниговские – мелкими, словно бисер, стежками. На Буковине нередки «зоологические» мотивы. Гуцулы применяют множество цветочных композиций. В Прикарпатье же даже отдельные села вносят свой колорит в изготовление вышиванки – в зависимости от фантазии мастериц.

Словом, украинская вышиванка красочна с виду, богата историей и символикой, а с некоторых пор еще и объединяющая людей по духу, настроению, взглядам.

Однако покрасоваться в вышитой праздничной одежде всегда любили и другие народы – как соседние с нами, так и многие европейские.

Историю народа, его обряды и верования, глубокие смысловые традиции отражает русский национальный костюм с его расшитыми мужскими косоворотками и женскими блузками «под сарафан». Они отличаются обилием и богатством узоров, которые часто несут древнюю символику. Вышивание было самым развитым искусством в народном творчестве России и видов его сохранилось там очень много. Это и так называемые олонецкие и владимирские швы, и гладь, и строчевая, гипюрная вышивка. Древние народные традиции сохранились в национальных костюмах входящих в состав РФ регионов – Мордовии, Удмуртии, Бурятии, Карелии и др. Но и в центральной России, и на ее окраинах народный костюм не является ныне современной одеждой, а «цветет» разве что на фольклорных фестивалях, в облачении участников художественных ансамблей – хореографических, вокальных.

Россияне так просто по улицам в нем не ходят и уж тем более в Государственной Думе не появляются. Не станем судить, хорошо это или плохо – просто это их личное дело.

А вот у другого близкого соседа – Белоруссии, искусство вышивания как в давние века, так и позже не выходило за рамки деревенской семьи. То есть не имело поддержки через устраиваемые выставки, создание специализированных предприятий. И сегодня вышитые сорочки и оригинальные платья изо льна изготовляют частные мастерицы, а потому эту красу не часто встретишь в сувенирных магазинах, да и стоит она слишком дорого – 300-600 долларов. И, тем не менее, многие представители белорусской интеллигенции обзаводятся такой одеждой. В Минске даже прошел свой парад вышиванок. Что же касается белорусских узоров, то они скромнее и сдержаннее, без контрастности яркого цвета. То же можно сказать и про народные костюмы Прибалтики или Польши, в этнографии которых, в фольклорном искусстве им отводится доминирующая роль.

А вышиванки болгар, венгров, румын, молдаван, наоборот, пылают горячими южными красками, имеют почти полностью расшитые рукава, богато украшены на груди. Тут тоже употребляются геометрические орнаменты, но очень часто это густая вышивка из стилизованных цветов. Примечательно, что даже в советские времена наших туристов поражало, например, в Болгарии, обилие вышитой одежды и других изделий в магазинах, сувенирных киосках.

У нас на Одесщине, которая славится уникальной многонациональностью, бережно относятся к этнографии и национальным традициям всех здесь проживающих: не только украинскими вышиванками пестрят народные праздники и фестивали. На такие события, устраиваемые, например, в Измаиле, Белгороде-Днестровском, по всей бывшей Бессарабии – люди приходят и в болгарских или молдавских вышиванках. И надевают их с радостью и гордостью. Это как бы вышитый на полотне «паспорт» их принадлежности к своей нации. Или «код нации», как говорят культурологи.

Галерея

prev
  • <p><!--MBegin:http://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2015-08/1440240126_ukrain.jpg
  • но не монополизировать'  /></a><!--MEnd--><br /><!--MBegin:http://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2015-08/1440240148_ba813ccea29b022d9bf5e00cb3b5ada2_xl.jpg
  • но не монополизировать'  /></a><!--MEnd--><br /><!--MBegin:http://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2015-08/1440240116_belorusskiy-kostyum.jpeg
  • но не монополизировать'  /></a><!--MEnd--><br /><!--MBegin:http://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2015-08/1440240150_bolgarskiy.jpg
  • но не монополизировать'  /></a><!--MEnd--><br /><!--MBegin:http://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2015-08/1440240125_kshchonovskiy-kostyumlyublinskiy.jpg
  • но не монополизировать'  /></a><!--MEnd--><br /><!--MBegin:http://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2015-08/1440240183_mariyskaya-nacionalnaya-vyshivanka.jpg
  • но не монополизировать'  /></a><!--MEnd--><br /><!--MBegin:http://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2015-08/1440240141_moldavskiy-kostyum.jpg
  • но не монополизировать'  /></a><!--MEnd--><br /><!--MBegin:http://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2015-08/1440240172_svadebnyy-naryad-guculov.jpg
next
і ще фотографії ›



Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.