Недавний визит в Киев генерального секретаря НАТО Столтенберга вновь привлек внимание к теме вступления Украины в эту военно-политическую организацию. Напомним, что незадолго до этого подразделения Военно-морских сил и Сухопутных войск Украины приняли активное участие в традиционных натовских маневрах «СИ Бриз». А Совет национальной безопасности и обороны одобрил новую военную доктрину Украины. В ней Россия названа агрессором и провозглашен курс нашей страны на членство в Североатлантическом альянсе. Случайно или по совпадению это произошло почти одновременно с решением США о признании России одним из своих вероятных противников. То ли Украина подыграла своему заокеанскому партнеру, то ли сама пересмотрела свое отношение к восточному соседу.
Как бы там ни было, но основная масса войск согласно доктрине будет перемещена с Запада на Восточные границы нашей страны.
Президент Петр Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк не преминули напомнить об этом высокому гостю, очевидно рассчитывая на его ответ о перспективах принятия Украины в НАТО. Столтенберг, однако, слушал эти речи, что называется, вполуха и воздержался от каких-либо обещаний. Лишь напомнил о требованиях этого блока, которым должен соответствовать каждый кандидат. А они весьма непростые. В частности, армия должна быть перевооружена и подготовлена по натовским стандартам. Для этого потребуются миллиардные расходы, естественно, в долларах. Откуда возьмутся такие средства, если не за счет новых международных кредитов?
Яценюк заверил «варяжского гостя» в том, что вопрос о членстве нашей страны в НАТО обязательно будет вынесен на всенародный референдум. Если бы такой плебисцит проводился сегодня, то положительный ответ,скорее всего, был бы получен. Ведь по итогам недавних соцопросов идею вступления Украины в НАТО поддерживает почти шестьдесят процентов населения. При том, что всего пять лет тому назад такого мнения придерживалось вдвое меньше наших сограждан. Эту картину подтверждает и реакция украинцев на ежегодные натовские маневры «СИ Бриз». Если в предыдущие годы люди активно протестовали против захода в Одессу натовских кораблей, то нынче население отнеслось к этому вполне спокойно.
Правда, далеко не все респонденты, выражая желание видеть нашу страну в Североатлантическом альянсе, задумывались о расходах, связанных с реализацией этой инициативы. К тому же мало кто из них знает о необходимости ежегодных взносов членов НАТО на финансирование деятельности этого блока. Ведь до сих пор, участвуя в различных натовских операциях, например, в Ираке, наша страна только зарабатывала доллары, а тут самим пришлось бы платить. Вряд ли сейчас задумаются над этим те, кто увязывает укрепление обороноспособности страны лишь с членством в этом альянсе.
К примеру, бывший наш президент Леонид Кравчук и нынешний глава общественной организации «Украина-НАТО» видит будущее нашей страны только в этом блоке. А ведь именно Леонид Макарович в 1994 году уступил настойчивым требованиям США отказаться от ядерного оружия, которое в результате было передано России. А теперь он оправдывается отсутствием возможности содержать ядерный арсенал, полученный Украиной в результате распада Советского Союза. Хотя другие, даже маленькие страны вроде Израиля, такие возможности находят и не ищут спасения в военно-политических блоках.
Сегодня премьер Яценюк обещает всенародный референдум по вопросу вступления Украины в НАТО. Ранее эту идею уже выдвигала Юлия Тимошенко. Но мы ведь не забыли как эти политики, будучи соответственно главами Верховной Рады и правительства, без всякого референдума, что называется втихаря, направили в штаб-квартиру Североатлантического альянса обращение с просьбой о приеме Украины в НАТО. Тогда это вызвало крупный политический скандал, и не так уж много времени прошло, чтобы забыть о нем.
Но наши «очильники», видимо, запамятовали не только о пережитых конфузах, но и об одном из важнейших условий для кандидатов на членство в вышеупомянутом альянсе. В частности, о том, что в блок не принимаются страны, на территории которых ведутся боевые действия. Между тем, конфликту на Востоке Украины пока не видно конца. А Минские договоренности то и дело срываются. Весьма призрачны и надежды официального Киева на ввод в эту зону миротворческих сил, в том числе и под эгидой НАТО.
Вообще, эта военно-политическая организация в последние годы превратилась в инструмент обслуживания интересов США. Очевидно, данная страна доминирует в альянсе на том основании, что несет основные расходы по его содержанию. А такие маленькие страны, как например, Латвия или Эстония могут лишь рассчитывать на размещение у них пары-другой натовских истребителей и нескольких десятков военных. Очевидно, с этой точки зрения натовские стратеги могут быть заинтересованы и в Украине, рассчитывая разместить здесь свои военные базы. Есть мнение о том, что именно ради этого сюда и прилетал генеральный секретарь альянса.
На реальную же помощь члены военно-политического блока могут рассчитывать далеко не всегда. Примером тому может служить оккупация Турцией северной части Кипра. Тогда НАТО не поддержал Грецию, тоже своего партнера. Показателен и другой пример. В ответ на просьбу Турции приструнить курдские воинские формирования, США помогли своему партнеру по альянсу лишь бомбежкой.
Как бы там ни было, Киев все же взял курс на вступление в НАТО. И обещает добиться соответствия своих Вооруженных Сил натовским стандартам к 2020 году. Президент Украины Петр Порошенко заявил о необходимости повышения оборонных расходов в следующем году до трех процентов внутреннего валового продукта и о том, что это должно быть отражено в новом Государственном бюджете. Хорошо, если наш ВВП к концу нынешнего года прирастет хотя бы на несколько десятых процента, и в ближайшие несколько лет начнется его медленный рост. В противном случае амбициозные планы по достижению членства в Североатлантическом альянсе будут реализованы весьма не скоро.