[lang=uk]
В Украине начался отопительный сезон и все с содроганием ожидают счета за коммунальные услуги, а для многих семей эта ситуация воспринимается как настоящая катастрофа.
Мы как кандидаты в депутаты от Украинской морской партии Сергея Кивалова считаем своим долгом в такой сложный период информировать людей о тех инструментах, которые позволяют сегодня снизить финансовую нагрузку на семейный бюджет. Это и вопросы создания ОСМД, и оформления субсидий, компенсации на мероприятия по энергосбережению и др.
Сегодня хотелось бы поговорить о субсидиях, как наиболее доступном механизме снижения величины коммунальных платежей для малообеспеченных семей. Беседуя с избирателями, становится понятно, что вокруг этого вопроса возник информационный вакуум и очень многие люди, как молодые, а тем более пожилые, очень плохо осведомлены о нюансах получения субсидии.
Для начала хотелось бы озвучить базовые понятия, по которым у большинства людей возникают вопросы.
Для получения субсидии учитывается только соотношение расходов на коммунальные услуги и среднемесячных доходов на одно домохозяйство. Право на получение субсидий имеют домохозяйства, в которых затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг (в рамках социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования услугами) превышают размер обязательного платежа. Обязательный платеж рассчитывается конкретно по каждому домохозяйству.
Назначение субсидии осуществляется на основании всего двух документов упрощенной формы – заявления и декларации (в которой указывается только вид получаемого дохода и источник получения денежных средств). Многих волнует вопрос, как быть, если сегодняшние доходы значительно меньше прошлогодних, которые берутся для расчета субсидий. Выход из положения есть. Если работающее лицо желает, чтобы его доход определялся за ближайший период времени, ему необходимо кроме двух основных документов (заявки и декларации) подать еще один, а именно справку про доходы за последние три месяца установленного Министерством социальной политики Украины образца.
Исключены все ограничения по имущественному состоянию лиц, которые обращаются за субсидией. Единственным ограничением является осуществление единоразовой покупки на сумму более 50 тыс. грн за предыдущий календарный год. И тут нужно отметить, что это не является однозначной причиной отказа. По решению социальной службы, которое принимается на основании акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства, может быть предоставлена субсидия и при единоразовой покупке на сумму более 50 тыс. грн. Например, в семье был продан старый автомобиль и на эти деньги приобретен другой. Т.е. необходимо подтвердить источник получения такой суммы, и если данная покупка будет обоснованной, то это не должно служить причиной отказа.
Субсидии предоставляются на 12 месяцев, а не только на отопительный сезон. Устанавливается автоматический принцип предоставления субсидий на новый период. Т.е. лицу, получающему субсидии не нужно снова подавать документы в социальную службу. Сотрудники социальной службы, сами, за два месяца до начала нового периода, должны собрать необходимые данные и предоставить субсидии на новый период.
Предоставляется право получения субсидий лицам, которые снимают жилье и оплачивают коммунальные услуги. Для этого необходимо предоставить договор найма жилья.
Отменена норма, которая предполагала, что в случае подачи недостоверных ведомостей про доходы, лицо должно было вернуть сумму субсидии в двойном размере. На сегодня в случае выявления органами социальной защиты такого несоответствия лицо должно будет вернуть только сумму самой субсидии.
В случае обращения с заявлением про назначение субсидий на протяжении 2-х месяцев с начала отопительного сезона, субсидия назначается с начала такого сезона.
Очень многие избиратели задают вопрос, в случае последующей продажи квартиры не потребуют ли от собственника квартиры возместить сумму полученной субсидии.
Субсидия – это адресная, БЕЗВОЗВРАТНАЯ государственная помощь в виде возмещения части затрат на оплату пользования (содержания) жильем и коммунальных услуг. Следовательно, при отчуждении квартиры (дома) лицам не нужно возвращать сумму полученной субсидии.
В преддверие выборов, необходимо указать и о том, что в совокупном доходе не учитывается оплата труда членов избирательной комиссии, а также лиц, которые привлекаются к работе в комиссии.
Важным является и тот факт, что в совокупном доходе не учитывается доход от размещения депозитов.
Для того, чтобы каждый гражданин еще до получения ответа от социальных служб мог примерно понимать, на какую сумму возмещения он может рассчитывать, хотелось бы немного сказать об алгоритме расчета размера субсидии.
Во-первых, в совокупном доходе учитывается доходы, которые выплачиваются гражданам «на руки» без учета налогов. Во-вторых, при определении суммы расходов на одно домохозяйство учитываются расходы в рамках социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования услугами, установленных Постановлением КМУ от 6 августа 2014 г. №409.
Для определения ежемесячного платежа на 1 зарегистрированное лицо применяется следующая формула:
Cр.доход на 1 чел : Прожиточный минимум : 2 × 15% = % от совокупного дохода
Например, в квартире площадью 50 метров зарегистрированы 2 работающих супруга, которые подали справки про доходы за последние 3 месяца. Их совокупный доход составляет 3000 грн. Затраты на коммунальные услуги составляют 700 грн (в рамках социальных нормативов пользования услугами).
Таким образом, согласно формуле:
Средний доход на 1 лицо = 3000 / 2 = 1500 грн
Определим сколько процентов от дохода должна составлять сумма коммунальных платежей:
1500 / 1378 / 2 × 15% = 8,16%
1378 – прожиточный минимум для работающих лиц, установленный с 1.09.2015, грн.
Таким образом, семья, состоящая из двух человек должна заплатить за коммунальные услуги:
1500 × 8,16% × 2= 244,80 грн.
Сумма субсидии составит:
700 – 244,80 = 455,20 грн.
Данную сумму государство возместит поставщикам услуг пропорционально доли каждой услуги в общей стоимости коммунальных платежей.
Таким образом, мы советуем воспользоваться данной возможностью и готовы помочь всем гражданам в оформлении необходимых документов и коммуникации с соответствующими государственными органами.