Исполнилось два года с начала известных событий на Майдане, завершившихся «революцией Достоинства», праздник которой по указу Петра Порошенко объявлен государственным и широко отмечался в минувшие выходные.
Участники тех событий и политические эксперты разнятся в их оценках. В целом, общество разочаровано итогами Майдана. Фаталисты, говорившие тогда, мол, «пуля в лоб, так пуля в лоб», сегодня наверняка могут перефразировать это изречение: «дефолт, так дефолт». А те, кто реально рисковал жизнью и здоровьем, добиваясь перемен в стране, спустя два года их не увидели. Все те же коррупция, кумовство и казнокрадство. И все те же оправдания застоя путем экивоков на «попередникив». До сих пор никто из организаторов и исполнителей репрессий против майдановцев не понес реального наказания, что в своем обращении по поводу праздника признал и Президент Украины. Дескать, прокуратура и следствие столкнулись с громадными трудностями и результатов окончательного расследования надо подождать. В то же время установлены главные фигуранты расстрела мирной протестной акции – Янукович и его подручные. Но эти обвинения мы слышали и сразу после революции. А что все эти два года делали правоохранители, одному Богу известно.
Ясно и то, что с их молчаливого согласия или по недосмотру исчезли многие доказательства: спилены деревья на улице Институтской, вобравшие в себя пули снайперов, и по следам которых можно было установить направление стрельбы. Уничтожены документы в виде приказов и распоряжений, вывезено неизвестно куда применявшееся «Беркутом» оружие. И потому следствие зашло в тупик. Между тем, существуют сотни фото и видеоматериалов, указывающих на конкретных исполнителей преступлений. Судя по всему, у власти нет особого желания дотошно разбираться во всех перипетиях тех трагических дней. А некоторые факты, доказанные даже на международном уровне, почему-то во внимание не принимаются.
Будучи в то время на постельном режиме, я имел возможность, что называется, он-лайн наблюдать за ними через трансляции порошенковского телеканала и других медиа-ресурсов. И должен сказать, что выводы, которые власти пытаются нам представить как истину в последней инстанции, выглядят далеко не однозначно. В частности, в представленных прокуратурой выводах ничего не говорится о том, кто первым открыл огонь. Утверждается лишь, что оружия у протестующих не было. Однако в день кульминации событий на Институтской я отчетливо видел, как безоружную группу военнослужащих внутренних войск активно теснили майдановцы, а затем со стороны нападавших раздались автоматные очереди, вследствие которых у силовиков появились убитые и раненые. Сегодня говорят, что таковых оказалось до трех десятков, и огонь по манифестантам был открыт лишь в качестве ответного. Прокуроры и следователи умалчивают об этом, очевидно, из политических причин. А надо бы вникнуть во все нюансы происходившего.
Зафиксирован факт снайперской стрельбы с верхних этажей гостиницы «Украина», о чем говорили даже западные эксперты и в подтверждение своих слов выкладывали видеокадры. Однако и этот факт до конца не расследован.
Позже тогдашний народный депутат, а ныне глава парламентского комитета по обороне Пашинский, не стесняясь телекамер, грузил в багажник своего автомобиля зачехленные предметы, очень похожие на снайперские винтовки.
И опять-таки следствие этим не заинтересовалось. Возможно потому, что расследовать все как было – неимоверно сложно, гораздо проще назначить виновных. Весь фокус в том, что организаторами и исполнителями репрессий представлены те, кого сегодня нет в Украине. И правоохранителям поэтому проще отчитаться о проделанной работе.
Семьи жертв «Небесной сотни» требуют наказания для убийц, но в руках правоохранителей сегодня лишь рядовые исполнители, а организаторы расстрелов и командиры «Беркута», вроде одиозного Садовника, как говорится, уже далече. Тот же Садовник уже находился за решеткой, но был недальновидно отпущен судом на подписку о невыезде и с условием ношения «электронного браслета». Но в результате фигурант дела, как и ему подобные, выехали за кордон.
Семьям героев «Небесной сотни» Кабмин выделил значительную компенсацию за погибших на Майдане родственников. Однако те хотели бы реального осуждения преступников. Власти же в очередной раз попросили людей подождать.
Между тем, видя их медлительность, некоторые радикалы, а возможно и провокаторы, рвутся самостоятельно устанавливать справедливость. К примеру, Народный депутат Владимир Парасюк прямо на заседании Комитета Верховной Рады по противодействию коррупции ударил ногой в лицо генерала СБУ – говорят, что произошло это при выяснении заслуг на Майдане. Ранее Парасюк уже отметился в Печерском райсуде нападками на судью и прокурора.
Что это: обостренное чувство справедливости или спланированная провокация, в расчете побудить общество к новому Майдану? Как бы там ни было у властей сегодня нет причин для самоуспокоения. Правоохранительная система уже достаточно укрепилась для того, чтобы контролировать развитие событий. И попытки кого-либо расшатать ситуацию должны получать адекватную оценку со стороны Генеральной прокуратуры, СБУ и МВД. Ведь майдановцы выступали за демократию, но не за вседозволенность.
В любом случае давление в политическом котле Украины нарастает. Надежды властей на то, что его удастся стравить через местные выборы, не оправдались. Возможно, это получится путем ротации правительства или через объявление досрочных парламентских выборов.