Отошла в историю украинская милиция. Отныне она стала национальной полицией. На днях создана и очередная антикоррупционная структура, кажется, уже пятая по счету. Все эти анкоррупционные бюро, национальное бюро расследований, тьма всяческих детективов, вкупе с той же полицейской ратью, до сих пока несут угрозу преступникам, пожалуй, только в своих названиях. Сейчас там заняты распределением руководящих должностей и ждут повышенного финансирования.
А граждане, как и раньше, не знают, куда им обратиться за защитой от преступных посягательств. Свидетельством тому недавняя резня на улицах Львова, где от ножей хулиганов один за другим пострадали сразу несколько студентов. Прохожие более получаса не могли дождаться приезда распиаренной донельзя патрульной полиции и испуганно прятались в подворотнях. Накануне как раз произошла замена тамошнего начальника патрульных - Зозули, успевшего то ли прославиться, то ли ославиться придумкой неуставного наказания для подчиненных – публичного декламирования украинских «виршив» - за незакрытые двери офиса.
Ребяткам, получающим по 8 – 10 тысяч гривен в месяц из кармана нищих налогоплательщиков, следовало бы вместо этого отрабатывать приемы быстрого реагирования на вызовы граждан. Однако отцы полицейской реформы на эту тему особо не распространяются. Но в то же время не забывают напоминать нам, что бедные правоохранители – плохие правоохранители. Такую фразу на днях изрек народный депутат из фракции «Народного фронта» и советник министра внутренних дел Антон Геращенко. По его мнению, хорошие следователи и прокуроры давно перекочевали туда, где больше платят, то бишь в частные охранные агентства и им подобные структуры. А заменившим их служителям закона не помешало бы повысить зарплату – служебное рвение необходимо стимулировать. Но куда уж больше: простые патрульные сегодня получают как народные депутаты, не говоря о денежном содержании их начальников, всех этих детективов и следователей различных сыскных бюро.
Тем не менее, правоохранительная система устами своих «радныкив» в канун начала бюджетного процесса прямо напоминает обществу о своих аппетитах. Возникает впечатление, что упомянутый господин Геращенко живет не в Украине, а где-нибудь в сытых Евросоюзе или в Америке. А кушать хотят не только сыщики, патрульные и прокуроры! Сегодня миллионы простых украинцев прозябают на нищенские пенсии, которые наше правительство не постеснялось обложить налогом, и вопреки решению Высшего Административного суда не спешит пересматривать состав потребительской корзины и размер прожиточного минимума, который по расчетам экспертов сегодня должен составлять не менее 7 тысяч гривен. Послушать того же Геращенко, так простым патрульным и десяти тысяч мало. А что до пенсионеров, то на них наши власти смотрят, видимо, как на отработанный материал. Дескать, в свое время подняли страну из руин, построили фабрики, заводы и магистрали, и теперь нужны только в час выборов. Проголосуете, а потом, как говорится, не взыщите. А деньги на силовые структуры нужны для вашей же безопасности. Только какая это безопасность мы уже могли убедиться на конкретных примерах.
Думается, власть больше озабочена своей собственной защитой, потому и не жалеет денег на содержание силовиков.
Мы видим, что реальное реформирование происходит, пожалуй, только в этой сфере. Но правительство, судя по всему, не очень довольно достигнутыми результатами, коль для выучки наших полицейских выписало американских копов.
А премьер-министр Арсений Яценюк, явно демонстрируя Западу свое стремление побороть коррупцию, даже предложил создать в Украине для работы на постоянной основе международное бюро расследований, надо думать, за наши же деньги, хотя в стране с бюджетом и без того напряженка. К примеру, на армию, как заявил на днях Петр Порошенко, тратится уже три процента ВВП. А по словам представителей Генштаба – в начале весны следует ожидать очередной, восьмой волны мобилизации. И в ближайшее время предстоит набрать пятнадцать тысяч контрактников. Здесь опять-таки все зависит от финансирования. Вот тут уже действительно платить надо хорошо. Ибо сегодня солдат по контракту получает всего около трех тысяч гривен, хотя тяготы и лишения службы несопоставимы с условиями работы тех же прокуроров и полицейских.
Кстати, после трансформирования милиции в полицию и значительного повышения там окладов денежного содержания количество желающих вступить в ряды правоохранителей растет не по дням, а по часам. К примеру, в Полтаве офис по конкурсному набору полицейских буквально забросали заявками. Ввиду такой массовости отбор вряд ли будет эффективным. На службу в силовые структуры молодежь, судя по всему, стремится не столько из желания что-то изменить в стране, сколько из меркантильных соображений: людям важно трудоустроиться, причем на высокую зарплату. И потому вполне вероятен большой процент отсева полицейских, уже принятых на службу. Подобные факты уже отмечены в Киеве, Львове, Одессе.
Следовательно, дело не только в деньгах. В то время, когда страна переживает огромные трудности, она должна набирать на службу, прежде всего, патриотов, а не желающих хорошо заработать. Ведь наши отцы и деды, да и многие нынешние пенсионеры в своем служении отечеству руководствовались прежде всего чувством долга, а не размером калача, которым заманивают молодежь наши реформаторы.