В конце минувшей недели самопровозглашенные активисты, до того устроившие продовольственную блокаду Крыма, перешли к энергетической блокаде аннексированного РФ полуострова. Были подорваны опоры высоковольтных ЛЭП напряжением в 220 и 330 киловольт, служащие для транспортировки в Крым электроэнергии. К этой линии подключены и многие населенные пункты Херсонской и Николаевской областей. Так что выдвигающие политические требования пикетчики обесточили не только аннексированную территорию, на которой проживают, в том числе, и украинские граждане, но и свою собственную. При этом создалась опасность для жизни людей: на земле оказались провода без заземления, к которым активисты не подпускали ремонтников. Но еще большая опасность грозила объединенной энергосистеме нашей страны.
Взрывая опоры, протестующие не задумались, или просто не знали, что, оставляя без света жителей Крыма, могли навлечь на Украину новый Чернобыль. Ведь для сбалансирования энергосистемы пришлось срочно, в аварийном порядке, выводить из работы энергоблоки на нескольких ТЭС, а также ограничивать мощность энергоблоков на Запорожской и Южно-Украинской атомных электростанциях. Ладно, что все обошлось, но к чему приводят подобные манипуляции с мирным атомом, весь мир хорошо запомнил после Чернобыльской трагедии, которая случилась в результате экспериментов с нагрузками на энергоблоки.
Сегодня Крым по-прежнему без света – электроэнергии местной выработки хватает лишь на 15%. Военные, ФСБ и полиция в темноте не остались – у них есть дизельные генераторы, к тому же многие объекты подключены к реактору атомной подводной лодки. С отключенными холодильниками и со свечами в руках мучаются лишь простые граждане.
Министр топлива и энергетики Украины Владимир Демчишин заявил, что опоры можно восстановить за пять дней и включить энергоснабжение Крыма, если на то будет политическая воля. Договор о поставках электроэнергии на аннексированный полуостров истекает в декабре. Этот документ предусматривал и переток электроэнергии из России в Украину, в случае нехватки ее у нас. С недавних пор наша страна заявила о приостановке этой части соглашения, поскольку якобы создан достаточный запас топлива на ТЭС в центральной части Украины, и после ремонта введены в эксплуатацию несколько энергоблоков на Хмельницкой и Ровненской АЭС. Однако до сих пор в обществе идут дебаты о целесообразности вышеупомянутого договора со страной-агрессором. Профильный министр считает, что договор следовало бы продлить, поскольку электроэнергии в Украине ныне больше, чем требуется для собственных нужд, а в Крыму проживают и украинские граждане. Более того, экспорт электроэнергии экономически выгоден. Ведь за короткий период действия означенного договора наша страна заработала значительное количество валюты. Но можно ли в данном случае руководствоваться только экономической выгодой? И если в стране сегодня избыток электроэнергии, зачем же тогда поднимали на нее тарифы для населения?
Однозначного ответа нет. Как нет и одинакового взгляда на проблему. Дело в том, что Украина вынуждена сотрудничать с Россией не только в сфере поставок электроэнергии. Россия еще продает нам твелы – ядерные стержни для энергоблоков АЭС. У нас таковые не производятся, хотя в стране имеются залежи урана, к тому же мы зависим от соседа в снабжении каменным углем антрацитовой группы, который только и могут использовать некоторые наши теплоэлектростанции. В противном случае, пришлось бы идти на поклон к ЛНР и ДНР.
На днях так и случилось, когда в ответ на энергоблокаду Крыма ЛНР и ДНР запретили поставки каменного угля на контролируемую украинскими властями территорию. И тем самым явно поставили в неудобное положение премьер-министра Яценюка. Перед тем он скоропалительно заявил об уже достигнутой энергетической независимости Украины. Теперь все это оказалось блефом, и на недавнем заседании энергетического антикризисного совета Арсений Яценюк был вынужден заявить, что угля на ТЭС уже нет, и они под угрозой остановки. А на закупки угля в той же Европе можно надеяться лишь после переоборудования котлов тех же ТЭС, чтобы в них можно было сжигать уголь других марок.
В свое время поляки предлагали нам свою помощь в этом вопросе, но «пропозиция» была отклонена – то ли денег не хватило, то ли гордость не позволила.
Похожая ситуация возникает и с поставками газа. Премьер Яценюк заявлял, что у нас уже накоплено 16 миллиардов кубометров голубого топлива, и потому в дальнейших его поставках из России нет необходимости. Но смогут ли партнеры Украины в той же Европе обеспечить обещанный ими реверс газа в преддверии зимы, поскольку накопленных запасов нам может не хватить? Сегодня правительство, видимо, удерживается от радикальных решений в отношении экономической и энергетической блокады Крыма. Другое дело активисты. Повалили опоры и результат виден, несмотря на отсутствие света. Но с энергетикой шутить нельзя. Государству нанесен серьезный материальный ущерб, и существует угроза безопасности населения. Поэтому возбуждены уголовные производства в отношении некоторых активистов.
Вполне очевидно, что в нынешней обстановке повышенной террористической опасности власти должны усилить охрану важных энергетических объектов – атомных и тепловых электростанций, котельных, водоканалов. Потеря бдительности здесь может обернуться большой бедой, особенно в период, когда в стране растут радикальные настроения, и диверсий можно ждать от кого угодно.