Разговоры о том, что Украина якобы находится под внешним управлением, ходили давно. На днях они нашли фактическое подтверждение – Киев посетил вице-президент США Джо Байден.
Об этом визите было известно заранее, наши «очильники» готовились к нему, словно проштрафившиеся школьники. Официально дядюшка Джо имел встречи с Президентом, премьером и народными депутатами. Однако далеко не обо всех деталях этого визита сообщалось. Эксперты предполагают, что вице-президент США встречался и с главами некоторых фракций Верховной Рады, видимо, с целью прояснить их позицию в отношении предстоящего голосования о внесении поправок в Конституцию страны и реализации Минских договоренностей, которые, как на днях признало ОБСЕ, не выполняются всеми сторонами. Между тем Вашингтон, судя по всему, намерен-таки добиваться имплементации того, о чем договорилась нормандская четверка в Париже и что ранее согласовали представители Украины, России, ОБСЕ и непризнанных донбасских республик.
На прошлой неделе появилась информация об обострении конфликта. В довершение всего секретарь СНБО Александр Турчинов заявил о возможном применении Россией боевой авиации, чего до сих пор не было. Тут – одно из двух: или у страха глаза велики, или один из претендентов на пост премьер-министра решил понравиться заокеанскому ревизору своей проницательностью.
Яценюк тоже не промах – в канун приезда вице-президента США побывал на американском авианосце «Гарри Трумен», который сейчас находится в Средиземном море. Что бы это значило: поиск поддержки в защите от возможных российских авиаударов или стремление получше уяснить стандарты Североатлантического альянса, подготовку к вступлению в который Украина намерена осуществить к концу 2020 года?
На наш взгляд, Яценюк тем самым просто хотел напомнить о своей персоне и показать собственную значимость. Поскольку за оборону страны отвечает не он, а Президент.
В конце недели Петр Порошенко выступил на праздновании 24-й годовщины Вооруженных Сил страны. Кроме привычных уже здравиц в адрес нашего воинства прозвучали и заверения о том, что в ближайшее время парламент рассмотрит законопроект о государственном бюджете Украины на 2016 год, где на оборону выделено сто миллиардов гривен – более пяти процентов внутреннего валового продукта. Однако в переводе на доллары эта сумма выглядит уже гораздо скромнее – всего четыре миллиарда долларов против девяноста миллиардов долларов в той же России. Однако это заявление Порошенко, видимо, следует рассматривать тоже в расчете произвести впечатление на Байдена.
Говоря о неустанной заботе украинских властей о защитниках страны, Президент в который уже раз не вспомнил о военных пенсионерах. Хотя именно их воспитанники сегодня командуют батальонами и бригадами, готовят высококлассных специалистов для Вооруженных сил Украины. В соответствии с действующим законодательством, при повышении денежного содержания военнослужащих автоматически должны возрастать и военные пенсии. Но власти почему-то умалчивают об этом, считая, видимо, военных пенсионеров уже отработанным материалом. Но не получится ли так, что нынешние герои АТО, проливающие кровь за отечество, в дальнейшем окажутся в положении своих отцов и дедов, ныне из-за скудости пенсий еле сводящих концы с концами. Такое впечатление, что наши руководители живут лишь сегодняшним днем. А надо бы смотреть и в будущее. И нынешний избирательный подход к заслугам защитников страны может привести к негативному отношению к воинской службе украинских граждан.
Раздавая ордена и провозглашая здравицы, Петр Порошенко напомнил о количестве отремонтированных и поставленных в зону АТО единиц вооружения и техники, в том числе и американской. Однако до стандартов НАТО нашей армии еще далеко: их не достичь одними лишь лозунгами.
А украинская промышленность сегодня в загоне. Но это уже сфера ответственности премьер-министра. Неизвестно, о чем Джо Байден говорил с Президентом и премьером и какого он мнения об их деятельности. Вполне возможно, что он посоветовал не менять коней на переправе, ограничившись перестановками в Кабмине. Однако уже после 11 ноября Верховная Рада вправе выразить свою оценку работы нашего правительства. И возможно, она не совпадет с мнением Джо Байдена.
В старину говаривали: вот приедет барин, он рассудит. Перефразируя это изречение, можно сформулировать надежды наших «очильникив»: вот приедет Байден…
Байден приезжал, но в политике действенность подобных визитов проявляется не сразу. Да и парламент уже не тот, что в прошлогоднем декабре, когда американский вице-президент тоже был в парламенте и наблюдал за принятием бюджета Украины на 2015 год. Большинство украинцев хотят, чтобы в своих решениях Верховная Рада руководствовалась не указаниями из-за рубежа, а, прежде всего, украинскими интересами.
Яценюк с министром финансов Яресько твердят о высокой оценке западными партнерами их деятельности в проведении реформ. И о том, что МВФ и Мировой банк ждут принятия Верховной Радой предложенного правительством проекта госбюджета, но в парламенте на сей счет нет единства даже в президентской фракции. Видимо, не все у нас могут решать заокеанские эмиссары.