Странная, конечно, складывается ситуация. Страна, которая не может рассчитаться по долгам, принимает разорительный для граждан бюджет, урезает пенсии работающим пенсионерам, в то же время находит средства на такие масштабные проекты, как замена паспортов всех граждан Украины на новые ID-карточки…
Впрочем, к странностям, чтобы не сказать конкретнее, нам уже не привыкать. Приходится исходить из того, что есть, приспосабливаться к сложившейся ситуации. Для того, чтобы помочь гражданам разобраться, подробно разъяснить им все новшества с документами, которые их ожидают в наступившем году, мы поговорили с исполняющей обязанности начальника Главного управления миграционной службы Украины в Одесской области Еленой Погребняк и заместителем начальника Главного управления миграционной службы Украины в Одесской области Сергеем Яворским.
Елена Погребняк
– Каковы основные задачи миграционной службы на 2016 год?
– Основными задачами миграционной службы на 2016 год будет внедрение ID-карточек, которые постепенно заменят паспорта граждан Украины старого образца, и борьба с нелегальной миграцией.
Прием документов на получение ID-карточек начнется, как мы планируем, с 11 января 2016 года. На сегодняшний день идет установка оборудования для выдачи таких карточек. Там, где оно уже установлено, проводится тестирование. Из 33 районов Одесской области уже установлено и проводится тестирование оборудования в 24-х. Надеюсь, что процесс замены паспортов на карточки будет проходить спокойно, без ажиотажа, в рабочем порядке.
Проблемой на сегодняшний день, конечно же, является нелегальная миграция, связанная с ситуацией на Ближнем Востоке. Европу захлестнули потоки беженцев. Официально отмечено, что таких масштабных миграционных процессов, как сейчас, не было в Старом свете со времен Второй мировой войны. Гуманитарная катастрофа уже грозит самим европейцам. Украина в этой ситуации может быть использована как один из коридоров для миграции в Европу. Соответственно, Кабинетом министров Украины приняты меры по предотвращению такой ситуации. В 2016-м году будет увеличена на 500 сотрудников численность Государственной миграционной службы Украины. Как распределятся вакансии между областями, станет известно позже, но уже понятно, что миграционная служба будет проводить конкурсы на замещение должностей. И мы уже сейчас приглашаем молодых, инициативных людей со знанием иностранных языков. Почему обязательно знание иностранного языка? Потому что проблема общения с мигрантами и лицами, поступающими в Украину, очевидна.
Также среди важных вопросов, стоящих пред мигра-ционной службой, остается вопрос лиц, временно перемещенных из Донецкой и Луганской областей и АРК Крым.
Основная задача – идентификация этих людей. Необходимо не допустить выдачу ID-карточек лицам, которые не имеют на это прав, либо сообщили о себе неправдивую информацию.
Сергей Яворский
– Что такое ID-карточки? Как и кому они будут предоставляться?
– ID-карточка, которую планируют выдавать с января 2016 года – это внутренний паспорт. Она так и называется «Паспорт гражданина Украины».
И разговоры о том, что по этому паспорту можно будет ездить за границу, беспочвенны. Никто не будет ездить за границу с этой карточкой. Ее можно возить и в кармане, просто иметь при себе, но это не дает вам права пересечения государственной границы. Для выезда за границу по-прежнему остаются заграничные паспорта, которые мы выдаем с 1 января 2015-го года.
Паспорт в виде карточки имеет практически всю ту же информацию, которая сейчас содержится в паспорте-книжечке. Единственное изменение – часть информации будет находиться на магнитном носителе. Это так называемые переменные данные: место регистрации, семейное положение, группа крови, для тех, кто пожелает, информация о детях и т.д. Этих данных вы на карточке не увидите. Как карточка будет выглядеть? Вверху будет надпись: «Паспорт громадянина України», дальше цифровая фотография, затем фамилия, имя, отчество на украинском языке и транслитерация латинскими буквами. По-русски уже ничего написано не будет. И, я подчеркиваю, транслитерация латинскими литерами – это не английский язык, это не перевод на какой-то другой иностранный язык. Это всего лишь транслитерация – точная передача знаков одной письменности знаками другой письменности. Это предусмотрено постановлением Кабинета министров от января 2010 года. Дальше – место рождения, дата рождения и орган, который выдал паспорт.
В связи с тем, что до 14 лет дети считаются недееспособными, а с 14-и лет мы признаем их частично дееспособными, у них появляется право подписи, выдача ID-карточек будет производиться детям с 14-и лет. Не с 16-и, как было раньше!
Еще раз хочу обратиться к гражданам – нет необходимости получать новые карточки уже в январе! Паспорт-книжечка, который у всех на руках, и который не порван, не порисован, не испорчен – действителен наряду с паспортом-карточкой. Он по-прежнему пригоден для всех гражданско-правовых действий, которые люди хотят совершить. Если он становится непригодным, например, в связи с переменой фамилии или порчей, тогда человек идет, подает документы и получает уже новый паспорт-карточку.
– То есть два внутренних паспорта параллельно будут действовать в Украине?
– Да, будут действовать параллельно. Что касается прописки – выписки, она будет осуществляться таким образом, чтобы информация о месте проживания попадала в Единый государственный демографический реестр. Такой реестр формируется с 1 января 2015-го года и, когда начинали выдавать новые загранпаспорта, я говорил, что это начало создания Единого демографического реестра. Сейчас новый внутренний паспорт продолжит его формирование.
В перспективе, когда он будет сформирован, все граждане, имеющие карточки и меняющие свое место жительства или совершающие какие-то правовые деяния, например, договор купли-продажи, заключение брака и т.д., будут им пользоваться.
В будущем право доступа к реестру получат институты, которые оказывают сервис гражданам: нотариусы, юстиция и возможно, правоохранительные органы в меру своей компетенции.
– Какова будет стоимость нового документа для граждан Украины?
– В первый раз 14 -летним подросткам выдача этого документа будет бесплатной. Но все последующие уже будут платными. Сколько будет стоить замена паспорта-книжки на карточку, я пока сказать не могу. 1 января, когда мы получим из Полиграфкомбината себестоимость этого продукта, что-то прояснится. Постараемся довести эту информацию до всех одесситов.
– Как долго продлится параллельное хождение документов в Украине? Установлен ли конкретный срок, до которого все должны обменять паспорта-книжечки на ID-карточки?
– В 1995 году мы начали выдавать вместо Советского паспорта синий паспорт гражданина Украины. Примерно через 8-9 лет было принято постановление Кабинета министров Украины о том, что паспорт «радянського зразку не дiйсний на територiї України». Примерно за 8 лет подавляющее большинство населения обменяло паспорта. Но, я хочу вам сказать, что с паспортами СССР у нас встречаются граждане и до сих пор.
Я надеюсь, что процесс с карточками будет более быстрым, чем выдача паспорта-книжечки по ряду причин. Во-первых, паспорт-книжечку заполняли от руки. Производительность была низкой. Сейчас предусмотрен автоматизированный процесс. Я думаю, что примерно за 5 лет 95 процентов населения уже будут иметь карточки.
Оборудование для выдачи карточек точно такое же, как и для загранпаспортов. Мы в городе просто хотим разделить эти два потока, чтобы люди не стояли за разными документами в одной очереди. Главное, чтобы граждане снова не создавали ажиотаж. В этом вопросе совершенно не нужно торопиться, все успеют!
– За сколько дней можно будет сделать паспорт-карточку?
– Законодатель предусматривает такие же сроки, как и для получения загранпаспорта: 7 рабочих дней или 20 рабочих дней. Это без учета сроков доставки. Сроки доставки – ну, можно добавить еще по 2 дня. Чем быстрее, тем дороже это обойдется гражданам. От скорости выдачи будет зависеть оплата. Мы при выдаче загранпаспортов обычно ориентируем людей, что это будет либо 10 дней, либо месяц. На сегодняшний день полиграфкомбинат работает ритмично, все паспорта приходят вовремя.
– О загранпаспортах. Сегодня в Украине можно получить как биометрический загранпаспорт, так и обычный. Какие более востребованы?
– Примерно 50 на 50. Мы целый год принимаем документы, приняли уже где-то 115 тысяч заявлений и примерно половина людей говорит: мне не нужен паспорт с отпечатками пальцев. Может быть, многие отказываются от биометрического паспорта потому, что не верят в безвизовый режим с Европой. Но он будет. Мы не знаем точно, с какого числа, но он обязательно будет!
– Биометрический и не биометрический паспорт тоже и дальше будут выдаваться параллельно или все же граждан Украины со временем обяжут получать только биометрические паспорта?
– Будут и дальше выдаваться и те, и другие. Желание гражданина превыше всего. Есть желание заплатить на 50 гривен больше и получить паспорт с бесконтактным электронным носителем (так называется биометрический паспорт) – пожалуйста. Если такого желания нет, вы об этом говорите сотруднику, который принимает документы, платите меньше и получаете паспорт без бесконтактного электронного носителя. Внешне они одинаковы. За исключением того, что на биометрическом паспорте есть международный символ – золотистая пластиночка. Если на лицевой стороне нет этого символа, значит, это обычный паспорт.
– Можно ли получить загранпаспорт, обратившись в центр предоставления административных услуг?
– Нет, в административных центрах, расположенных в Одессе и в четырех районах области, получить загранпаспорт нельзя. Проспект Шевченко и Преображенская, 21 – это центры предоставления административных услуг Одесского горсовета. Они не имеют оборудования для приема документов граждан на загранпаспорта. С 1 января 2016- го года у них не будет оборудования и для выдачи ID-карточек. Но мы верим, что город найдет средства и купит это оборудование. Оборудование, я повторяю, одинаковое на загранпаспорта и на карточки. Если они купят, установят, получат логин и пароль доступа к Единому государственному демографическому реестру, то начнут принимать и выдавать документы. Пока же и за карточками, и за загранпаспортами следует обращаться в территориальные подразделения миграционной службы по месту регистрации.