В пресс-клубе Одесской региональной организации Национального союза журналистов Украины состоялась пресс-конференция, посвященная творчеству одесского писателя-мариниста Петра Чванова.
Петр Чванов – капитан !-го ранга в отставке, минер-торпедист, подводник. Участник боевых действий, Петр Петрович командовал торпедными катерами, десантными кораблями. Воин-интернационалист, он девять раз служил в «горячих точках». А когда сошел на берег и вернулся к мирной жизни, начал писать.
Первая книга, которая вышла из-под его пера, – о судьбах детей войны – «Минер ошибается дважды». Затем вышли повести: «Когда молчат дипломаты» о локальных войнах, «Пурпурные облака» об установке радиационного щита страны, «Новатор уходит на запад» и «Джутарка сражается» о борьбе одесского подполья и партизанских отрядов за освобождение Одессы от фашистских захватчиков, роман «Превратности судьбы» о жизни современников с 1939 года по настоящее время и другие. Всего 13 книг издал Петр Чванов.
Член Национального Союза журналистов Украины и Всеукраинского Союза писателей-маринистов в этот раз презентовал свои новые литературные произведения – в частности, повесть «Опередивший время».
В пресс-конференции приняли участие председатель правления Одесской отделения НСЖУ Юрий Работин, подполковник в отставке, заместитель председателя Ассоциации моряков-подводников им. А. И. Маринеско Иван Рябухин и главный герой повести «Опередивший время» - легендарный капитан дальнего плавания Алексей Морозов.
П.Чванов:
Судьба этого человека и впрямь исключительна. Выпускник Одесской высшей мореходки 1949 года, Морозов, получив красный диплом, стал капитаном в 26 лет, факт невероятный, а в 65 лет вновь вошел на капитанский мостик. Этому «морскому волку» единственному за всю историю арктических плаваний удалось дважды за одну навигацию (которая длится всего-то 2-3 месяца) пройти на своем танкере северным морским путем, включая Берингов пролив, и вернуться обратно, обеспечив прибрежные города и поселки и всем необходимым в условиях полярной зимы.
Но главное: Алексей Морозов стал первым в стране, кто освоил, разработал и успешно применил свой метод исключения аварий на судах морского флота с помощью судовых РЛС (радиолокационных станций) при прохождении в экстремальных погодных условиях без снижения скорости судна.
РЛС появились во времена 2-й мировой войны на кораблях военно-морских сил Великобритании и США для обнаружения противника вне пределов визуального наблюдения. А Морозов первым применил его на практике, в тяжелейших погодных условиях Арктики, Антарктики, Дальнего Востока, выполняя рейсы по расписанию и сведя на нет аварийность своих судов. Но слава молодого капитана и создателя уникального метода Морозова не всем пришлась по душе. Появились завистники и недоброжелатели. Его метод не только не нашел поддержки, но и началось сведение с ним счетов. Воевать с системой в те времена было опасно. Партократы и чиновники во власти оказались сильней. Последовали суд, СИЗО, психушка. Явная несправедливость породила волну возмущения. На защиту капитана Морозова встали его коллеги, друзья, журналисты. Алексея Васильевича признали абсолютно здоровым и сняли со всех видов медконтроля и учета.
Лишь по прошествии времени Морозов сумел убедить общественность в своем методе, написал о нем в книге «РЛС в судовождении», обзавелся последователями, которые стали использовать его метод при прохождении проливов, например, Дарданеллы. Метод был признан в Морской академии, однако в учебный процесс его не включили.
Мы привыкли считать, что герои бывают только в фильмах и книгах, где-то далеко или давно. А «живая легенда» Алексей Морозов, которому в этом году исполняется 89 лет, – наш современник, соотечественник и наш земляк-одессит, которым по праву должны гордиться те, кто водит сегодня суда, и равняться те, кто только учится нелегкому морскому ремеслу.