После невразумительной паузы в отношении продовольственной и энергетической блокады Крыма Кабмин наконец установил запрет на вывоз продуктов на аннексированный полуостров. Ранее Россия пригрозила вводом эмбарго на поставки товаров из Украины, если вступит в действие соглашение Киева с Евросоюзом о свободной торговле. Предстоит еще один раунд переговоров с Москвой, но, как видно, нашла коса на камень, и никто не хочет уступать.
По выводу премьер-министра Яценюка, в худшем случае Украина может потерять от прекращения торговли с Российской Федерацией 600 миллионов долларов в год. Хотя и без того наш товарооборот с северным соседом последнее время стремительно сокращается.
Киев надеется перекрыть эти потери завоеванием других рынков, в частности, турецкого, куда из России поставлялись подсолнечное масло, зерновые и некоторые другие продукты, которых в Украине – изобилие. И после ухудшения российско-турецких отношений из-за сбитого русского штурмовика украинские производители уже предвкушают рост своих барышей из-за замены на этом рынке российских конкурентов. Ведь Москва недавно запретила все турецкое.
Однако, говоря о возможных потерях от утраты российского рынка, наш премьер-министр почему-то ничего не сказал о потере России, как серьезного поставщика энергоресурсов. Бодрые заявления о том, что мы уже якобы добились энергетической независимости, на поверку оказались блефом. Ибо после начала энергетической блокады крымскими татарами россияне сумели проложить подводную электрическую линию по дну Керченского пролива мощностью в 200 мгВт. Вторая очередь этого энергомоста будет иметь мощность 400 мгВт, а через год Крым таким же путем будет получать уже 800 мгВт. Так что энергоблокада полуострова на деле обернулась потерями для Украины, причем, не только финансовыми. По оценкам экспертов, наша страна от экспорта электроэнергии в Крым получала до 500 миллионов гривен в месяц. И что бы там ни рассказывал Яценюк, Киев все-таки зависит от российского «Газпрома». Ведь уже заплатил ему 500 миллионов евро за так называемый зимний пакет. Но настоящая зима еще впереди. И неизвестно, выделит ли нам Европа еще 500 миллионов евровалюты, спасая украинцев от замерзания.
А министр энергетики России уже заявил, что предоставляемые ранее скидки на газ больше действовать не будут. Так что, если мороз или, точнее, ситуация прижмет, нам придется раскошелиться.
А о том, что такое вполне возможно – красноречиво говорят факты. Украинские ТЭС в сутки потребляют до 200 тысяч тонн угля антрацитовой группы. Но на складах топлива такой марки уже практически не осталось. Яценюк теперь упрекает профильного министра Демчишина в неисполнительности: дескать, уже не раз напоминал ему о необходимости решать эту проблему. Но время идет, а когда прибудет заказанная партия угля из ЮАР или Австралии, неизвестно. И теперь вполне вероятными становятся забытые уже нами веерные отключения электроэнергии. Ибо недостачу ее не могут восполнить в полной мере наши атомные электростанции: распределительные сети построены таким образом, что в некоторые районы подача электричества с АЭС невозможна. И нашим тепловым электростанциям приходится восполнять этот недостаток.
В подземные хранилища, как заявлял премьер-министр, закачано 16 миллиардов кубических метров газа. Но ведь ранее говорилось, что требуются все 19 миллиардов кубов. Государственное предприятие «Укргаздобыча» обеспечивает семьдесят процентов газа для нужд населения. Недостающие объемы газа, по идее, надо закупать у других производителей, для чего недавно был принят закон о создании рынка газа. Однако он почему-то не работает. И опять все операции идут через «Нафтогаз» – компанию посредника, что удорожает стоимость топлива.
Министра топлива и энергетики, скорее всего, снимут с должности. Но ни угля, ни газа в стране от этого не прибавится. Правительство, как та стрекоза, лето красное пропело, а зима уже прикатила в глаза. И безрассудно было бы вступать в такое время в торговые войны, зная о своей уязвимости в поставках сырья. В таких вопросах нужны не популизм, а конкретная работа по обеспечению реальной энергонезависимости страны. И здесь неуместны непрофессионализм и самонадеянность. Торговый бумеранг в данном случае ударил по украинским потребителям.