Информация к новости
2-06-2016, 15:30

Походный иконостас и кокаин в трубах для бурения: одесский таможенный музей… на дому (фото)

Категория: Новини / Історія та суспільство / Інтерв'ю


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Походный иконостас и кокаин в трубах для бурения: одесский таможенный музей… на дому (фото)

Мы уже знакомили читателей газеты «Слова» с нашим одесским Верещагиным — сотрудником Таможенной службы Валерией Орловским. Напомним: Валерий Владимирович прошел путь от инспектора до начальника Отдела по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, в свое время был официальным представителем Украины в составе рабочей группы ООН по вопросам сотрудничества по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Награжден Золотой Звездой «За заслуги». Именно он в 1984 году создавал в Одессе службу по борьбе контрабандой, является автором нескольких учебных пособий по таможенной службе.

Коллекция — наглядное учебное пособие

Чем же занимается столь большой знаток таможенного дела на заслуженном отдыхе? Пару лет назад мы снова побывали в его домашнем «таможенном музее» и хотим рассказать об этом визите для нашего сайта.

В очередной раз напоминая, что бывших таможенников не бывает, Валерий Орловский создал музей таможенного дела (заодно, можно сказать, и музей контрабанды) прямо на дому.

— Украина (и именно Одесса!) стала родоначальником подразделений по борьбе с контрабандой в таможенной системе СССР, — не без гордости рассказал Валерий Орловский. — Вскоре аналогичные подразделения были созданы в Ленинграде, Находке, Алма-Ате. Но мы были первыми! Морские таможенники — особое подразделение. Досмотреть пароход — это вам не машину досмотреть. Тут нужны настоящие спецы, знающие, что такое судно «вдоль и поперек».

— И как обстоит дело с такими спецами?

— А вот тут как раз и проблема. Потому я и создал новую передвижную выставку, с которой можно легко придти в любое специальное учебное заведение и наглядно показать, какой бывает сегодня контрабанда, — поясняет Валерий Орловский. — Поверьте, контрабанда — понятие вечное, можно сказать. И будет только «идти в гору». Особенно в Одессе и особенно теперь, после крымских событий. А настоящих специалистов маловато будет. Если нет громких задержаний — это вовсе не означает, что нет контрабанды. Таможенники должны быть большими практиками, знать назубок схемы судов. Моя коллекция — это вроде наглядного учебного пособия.

Валерий Орловский снова, вздыхая, напоминает, что Музей таможенного дела в Одессе был, и вполне «емкий», «правильный». Но потом все экспонаты были переданы в Днепропетровск, где находится Академия таможенной службы Украины.

— Где Днепропетровск, а где море? — сетует Валерий Орловский. — Должен быть такой музей в Одессе, чтобы все материалы, которые у меня есть, передать потом туда.

Напомню, музей на дому у Валерия Орловского содержит бесценные для истории таможенного дела экспонаты. Валерий создает своеобразные коллаж-планшеты. Каждый такой планшет — своя отдельная история, свое громкое «дело». Все содержимое коллажей сделано руками самого Валерия. Для этого у него в доме даже свой музейный цех имеется, где Валерий и творит. А теперь вот появилась и передвижная выставка.

Как зовется операция?

К выставке, как говорится, только подойди. И уже не отойти. Вот, она планшетная реконструкция операции «Татьяна». 2011 год. Гражданин Молдовы ехал из Одессы домой. Тогда в дверце его автомобиля под металлической обшивкой таможенники обнаружили «всего лишь» 1 миллион 820 тысяч долларов США.

А вот эта история — совсем свежая: сентябрь 2012 года. Операция «Южанка». Чем запомнилась? Тогда было обнаружено 38,485 кг кокаина. Подробностей специалист нам не поведал: следствие, насколько я поняла, все еще не окончено. А вот на какую «денежку» потянула находка, подсчитать нетрудно: «кокс», как подсказывает Валерий, «тянет» по 200 долларов за один грамм.

Еще один случай из уникальных. 2010 год. Операция «Х2». На этот раз было обнаружено 582,350 кг кокаина. Улов, как понимаете, пожирнее. Но самое любопытное, что обнаружена находка была в специальных тайниках, расположенных внутри… труб для бурения.

Спрашиваю Валерия о том, как даются названия операциям. Оказывается, совершенно по-разному бывает. Вот, к примеру, дело 2002 года, связанное с героином, именовалось «Мальборо». Так именовался источник, который сообщил о наркотике.

Некоторые названия операций и самому «распознать» не так уж и трудно, «Глотатель», к примеру — история о попытке провести наркотики в собственной «утробе». Этот случай, кстати, для самого «глотателя» окончился благополучно, он остался жив. Зачастую такие «рисковые люди» погибают от передозировки, потому что пакет внутри тела разрывается или теряет герметичность.

Передвижная выставка объемна. Обо всем не расскажешь. Есть там даже так называемый походный иконостас. Когда началась перестройка, и наши верующие паломники получили возможность свободно бывать в святых местах за границей, для них были изготовлены специальные листы с изображением икон. Настоящие ведь иконы провозить с собой через границы было запрещено. Вот и получилось, что такие листы побывали практически во всех святых местах, они, стало быть, намолены.

Подделывают все — даже пломбираторы

А вот эти иконы — исключительно одесская фишка, изготовленная способом хромолитографии. При изготовлении икон для каждого цвета применялась отдельная печатная форма из камня. Так создавались «образа» под старину.

Каждый экспонат — отдельное дело, чаще всего, громкое. Потому и важно, чтобы сегодняшние студенты, работа которых в будущем будет напрямую связана с таможней, знали о них. И, главное, умели искать и находить. Контрабандисты, как рассказывает Валерий Орловский, народ непростой, на такие выдумки горазд, что порой и представить трудно. А таможенник должен и не отставать, и быть хитрее.

— Проще говоря, мастером своего дела должен быть, — уверен Валерий Орловский. — Потому и музей я этот создал, и выставку переносную для будущих специалистов.

В мастерской у Валерия Орловского особый порядок. Еще бы: создается планшет, где очередное дело займет свое место на стенде. Прошу: мне бы на прощание еще какую-нибудь изюминку.

— Изюминку? — не без лукавства переспрашивает Валерий. — Так вот, любуйтесь: перед вами на столе лежит целая серия «изюминок».

— Так это же… инструменты, насколько я понимаю?

— Не инструменты, а пломбираторы — оружие таможенника. Только то, что вы видите на столе — как раз подделанные пломбираторы. А это уже оружие контрабандиста.

— Стало быть, пломбираторы тоже подделывают?

— Я же говорил, что контрабандисты — народ изобретательный, — еще раз подчеркивает Владимир Орловский.

К Валерию Орловскому приходят студенты самых разных профильных вузов. Передвижная выставка побывала и в стенах Национального университета «Одесская юридическая академия». Иногда и молодые специалисты в гости напрашиваются уму-разуму поучиться. Знают ведь, что идут к специалисту-практику с огромным и бесценным опытом работы.

Ухожу — думаю: ну как было бы замечательно, чтобы все, собранное Валерием Орловским, стало когда-нибудь нашим общим достоянием, еще одной страничкой такой удивительной истории Одессы…

Галерея

prev
  • <p><!--MBegin:http://slovo.odessa.ua/uploads/posts/2016-06/1464856553_1418232660_13.0313_024stend_posvyaschennyy_sozdaniyu_v_odesse_otela_po_bor_be_s_kontrabandoy-1.jpg
next
и ещё фотографии ›



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.