Правовое поле может лишиться около тысячи нормативных актов - в Верховной Раде хотят их попросту отменить из-за советского происхождения. Что-то с тех времен работает только на бумаге, остальные нормативные документы, которым нужно следовать, безнадежно устарели. Под десоветизацию подпадают и два важных кодекса: Трудовой и Жилищный.
Двадцать тысяч для анализа
Речь идет о законопроекте "О десоветизации законодательства Украины". Авторский коллектив состоит из нескольких десятков парламентариев из фракции "Слуга народа" (Руслан Стефанчук, Федор Вениславский), есть представитель фракции "Батькивщина" (Иван Крулько), депутатских групп "За майбутне" (Тарас Батенко) и "Довира" (Лариса Билозир), а также внефракционный Дмитрий Шпенов.
Как сказано в пояснительной записке к документу, цель его - "отсоветизация" (укр. – "відрадянщина") актов законодательства Украины, применение которых невозможно, не нужно и оказывает дезориентирующее влияние".
Очищать правовое поле хотят двумя способами: внесением правок и отменой "некоторых нормативных актов (или их положений) органов власти и управления Союза ССР и Украинской ССР".
Ведь такие нормативные акты, по логике авторов проекта, "не отвечают современным реалиям общественной и государственной жизни, а современные правоотношения регулируются соответствующими законами Украины".
Авторы законопроекта, как указано в пояснительной записке, проанализировали более 20 тысяч нормативно-правовых актов. Из них 979 документов вообще не применяются, а 249 - остаются в силе в качестве исключения, - все это предлагается отменить.
Жилищный кодекс и КЗоТ
Остаются две проблемы: Жилищный кодекс (ЖК) и Кодекс законов о труде (КЗоТ). Их так просто не отменить, поэтому авторы ограничились внесением правок.
Например, в КЗоТе упоминание о "трудящихся" меняется на "работников", а "собственников" - на "работодателей", о "народном хозяйстве" - на "экономику Украины". Из новаций - появляется термин "работодатели-физлица".
Куда более серьезно депутаты хотят переделать ЖК. Во-первых, полностью убрать преамбулу, в которой говорится о победе революции (1917 года) и ленинских идеях. Во-вторых, убрать упоминание "жилье от колхозов", для оплаты которого положены льготы. В остальном, Совет министров и Верховный Совет УССР меняются на Кабмин и Верховную Раду Украины.
Попытка №2
Это вторая попытка "Слуг народа" отменить законы и нормативные акты УССР, отметил в комментарии Vesti.ua доктор экономических наук Александр Хмелевский. Первая, по его словам, была предпринята еще в период "турборежима" и, кстати, это был первый проект монобольшинства, который оно же и провалило. Как отметил Александр Хмелевский, в предыдущем проекте о десоветизации законодательства предлагалось вообще отменить все законы УССР. Однако, если бы это было сделано, из правового поля исчезли бы, например, Декларация о независимости Украины, Акт о суверенитете Украины. "Поэтому Руслан Стефанчук, выдержав паузу, вторично инициирует отмену советских законов. В качестве аргументов приводится, что, мол, законы содержат идеологическую составляющую", - констатирует эксперт.
"В принципе перед нами еще одна бессмысленная инициатива, вроде опроса "Пять вопросов от Зеленского", или "переписи", проведенной Дубилетом, - иронизирует руководитель общества дружбы "Украина-КНДР" Николай Полищук. - Стефанчук имитирует законотворческую деятельность, демонстрируя к тому же комплекс второсортности: такая же "регуляторная гильотина" по инициативе Дмитрия Медведева уже была проведена в России, на нее пошла уйма работы и денег, никакого положительного эффекта она не дала. В Британии действуют законы, принятые еще в Средневековье, а в США есть законодательные акты, вообще бессмысленные из-за того, что исчезли причины для них, но никто там не секвестирует законы на основании их давности".
Оба эксперта обеспокоены вероятными правками в Жилищный кодекс и КЗоТ и считают данный законопроект попыткой посягнуть именно на эти глыбы, ведь предыдущие попытки не удались.
Истинная цель – проучить электорат?
Ведущий научный сотрудник Института истории НАН Украины Андрей Мартынов озвучил версию о политтехнологической подоплеке проекта: "Кодекс о труде и Жилищный кодекс в представлении местных либертарианцев-"реформаторов" являются рудиментами социального государства, которое они хотят заменить на ни за что не отвечающее антисоциальное "государство в смартфоне". Именно сейчас эта инициатива появилась, ибо "слуги народа" лихорадочно пытаются непопулярными реформами обогнать темп падения своего рейтинга. Настоящая цель - проучить электорат за "неправильное" голосование против "слуг" 25 октября, показать, какие "они крутые либеральные реформаторы", навсегда меняющие повседневную жизнь граждан, даже вопреки воле последних".
На самом же деле, обращает внимание эксперт, массив нормативных актов советского периода может быть важен как раз для украинской государственности, как ни парадоксально это прозвучит. "Классик социологии Роберт Мертон в 1960-е ввел понятие "латентные функции", то есть скрытые от наблюдателя нормативные правила, которые все равно играют регуляторную роль в общественной системе. Многие нормативные акты советского периода не были чрезмерно идеологически нагружены, поэтому Декларация о государственном суверенитете УССР 16 июля 1990 года "по-живому" не рвала с этой правовой традицией. Ибо изначально предполагалось по Конституции 1996 года делать из Украины "социальное государство". Но в 2014-м от этого проекта (социального государства) отказались", - пояснил Андрей Мартынов.
Отменить несложно, только права не имеете
Как ни странно прозвучит, парламент проголосовать за закон может, но это породит куда более захватывающую коллизию: Украина не имеет права отменять советское законодательство! Об этом в комментарии Vesti.ua рассказал адвокат, управляющий АБ "Александра Кудрявцева" Александр Кудрявцев: "Во-первых, Украина не имеет права отменять нормативные акты бывшего СССР, поскольку не является правопреемником СССР. Правопреемником СССР является РФ". Во-вторых, уточняет эксперт, в пояснительной записке указывается, что в современном украинском правовом поле существуют акты, которые были строковыми (на определенный срок) и со временем (по истечению срока) потеряли свою силу. Возникает вопрос: если эти акты и так потеряли свою силу, какой смысл их отменять?
"В-третьих, может возникнуть ситуация (и об этом также говорится в пояснительной записке), что в современном украинском правовом поле для регулирования определенных правоотношений нет другого акта, кроме советского. А значит, появляется риск, что отменив "старый" акт и не приняв "новый", правоотношения останутся без регулирования", - предполагает адвокат.
К тому же, по мнению специалиста, авторы законопроекта легкомысленно и преждевременно считают, что отмена более 1000 советских актов отрицательно не повлияет на качество и состояние отечественного законодательства. "Прочувствовать влияние такой отмены можно будет только на практике! А сейчас, в теории, невозможно предугадать, пользу или вред принесет такая инициатива", - подчеркивает Александр Кудрявцев.
Ценное храним, остальное - "режем"
Предлагая изменить ЖК и КЗоТ в режиме редакционных правок, авторы законопроекта могут открыть дорогу и к более существенным изменениям, незаметно "протащив" их на стадии подготовки ко второму чтению в парламенте.
Справедлива эта версия или нет, покажет рассмотрение проекта в Верховной Раде. Но есть деталь: самое ценное парламентарии из-под "секиры" все же выводят. Это:
- ратификация Устава ООН (1945 год);
- акт о передаче Крымской области в состав Украины (УССР, 1954 год);
- Декларация о государственном суверенитете (1990 год);
- Акт о провозглашении независимости Украины (1991 год);
- законы о репрессированных, переселенцах, пострадавших от аварии на ЧАЭС, лицах, награжденных орденами и медалями.