«Глядя на исправную амуницию, видишь,
как презренны все конституции».
Козьма Прутков
«Я не знаю в Украине – и себя к ним отношу – президента..., который хоть раз не предавал Конституцию», – сказал первый президент Украины Леонид Кравчук в далеком 2011 году. Его слова были не только правдивыми, но и пророческими: последующие президенты – гаранты Конституции – продолжили нарушать Основной закон. Почему они это делали и нам то до этого что?
Гарант он на то и гарант, что является последней инстанцией, а значит... кто ж с него спросит? Но дело в том, что ни один президент не может нарушить Конституцию в одиночку, в этом им подыгрывают другие важные государственные институты – в первую очередь, Верховная Рада и КСУ. Власть живет по принципу: «рука руку моет», так было и так будет, пока им это сходит с рук.
Наша Конституция извода 1996 года — это своеобразный договор между элитами середины 90-х – договор о распределении власти. Как всякий договор он трактуется интересантами по-своему. Украшен на треть высокопарными рассуждениями о правах человека и всевозможными гарантиями со стороны государства, которые переставали работать уже тогда. Правда не по идеологическим причинам, как сегодня, а по причине нехватки денег в бюджете.
Это был договор между постсоветскими элитами. Красные директора договаривались с перекрасившейся партноменклатурой с учетом интересов усиливающейся национал-демократической тусовки (народный рух). Не нарождающиеся олигархи, не вызревающие региональные элиты, еще на тот момент не имели возможности диктовать свои интересы, и в Основной закон их пожелания не попали.
Через четверть века ситуация изменилась, олигархи уже хотели бы закрепить свои интересы. Западные партнеры и представляющая их грантоедская тусовка, тоже не прочь зафиксировать колониальный статус страны и в Основном законе. И только зеленые пионеры, сменившие состарившихся партноменклатурщиков не знают, чего хотят, но их, тоже не устраивает договор старых элит.
Владимир Зеленский шел на выборы с обещанием: «Если я когда-нибудь в жизни нарушу закон, я уйду сам». Но, принеся присягу на Конституции и Евангелии, начал именно с нарушения Основного закона. А последние полгода идет откровенный саботаж Конституции, усиленный параличом Конституционного суда.
Почему же украинскому народу все равно, что власть делает с Конституцией? И на этот вопрос имеется простой ответ. Вопреки расхожему мнению, что Конституция — это договор власти с народом, наш вариант не такой, он являет собой договор о разделе власти внутри себя самой, и народ чувствует, что Конституция это не про него. И опять возникает вечный вопрос: Что делать?
Мы должны уяснить для себя, и требовать от любой украинской власти соблюдения простых принципов:
- Принятие антисоциальных законов само по себе является преступлением. Это фактически антиконституционный переворот. Украина социальное государство, это провозглашено в Конституции и точка!
- Государство сбрасывая с себя большую часть социальных обязательств, обманывает граждан. Это своего рода социальный дефолт украинского государства, которое просто грубо отказывается выполнять конституционные нормы, строя на нашей земле адище периферийного капитализма.
- Нужно возвращаться к народовластию в смысле ответственности власти перед обществом. Сегодня власть совершенно безответственна и поэтому она делает все, что угодно, разваливая, основы будущего развития страны.
В Украине Конституция всегда проигрывает президенту, независимо от фамилии, а поэтому не имеет значения президентско-парламентская у нас республика или парламентско-президентская, все это возня власти в своих роскошных коридорах. Значение имеет только одно: четкое и неуклонное выполнение властью своих социальных обязательств перед народом.