Нас ждет крах киноиндустрии?
Разрушение украинской киноиндустрии, по мнению некоторых продюсеров, произойдет не сразу, поскольку есть еще много картин, которые начинали снимать до войны, но не успели закончить. Поэтому они в первую очередь сейчас получают поддержку на международных кинорынках. В частности, на каннском кинорынке финансирование получила Тоня Ноябрева на свой фильм “Ты меня любишь?”. В течение года такие киноленты будут закончены, но уже через пару лет после окончания войны нас ожидает “бескартинье”, полагает продюсер Денис Иванов.
“До войны на украинское кино суммарно, разными организациями, выделялось в разные годы 2-3 млрд грн. С точки зрения киноиндустрии, вроде деньги и не большие, но после войны и такие средства будет практически невозможно выделить. Тем более что вряд ли возрождение кинематографа будет у государства в приоритете”, – говорит продюсер Андрей Граница.
По его мнению, возможно, будут некие частные инвесторы, которые точечно кого-то будут поддерживать. Но массовый характер это носить не будет.
Также думает и режиссер Дмитрий Томашпольский, однако в его словах есть немного больше оптимизма, поскольку у отечественных кинематографистов в целом и у него в частности уже есть большой опыт, как выживать в подобной ситуации. По словам Томашпольского, Украина в 90-е годы уже переживала тот ужасный период, когда ничего не снималось на протяжении двадцати лет. Кроме того, есть приемы, благодаря которым можно снимать практически бесплатно. “Кинематографисты в девяностые даже придумали фестиваль проектов, где режиссеры могли бы просто рассказать о своих замыслах, которые они набросали на коленке. Но появились питчинги, и этот фестиваль не пришлось проводить”, – отметил режиссер.
Впрочем, в этом общем пессимистическом настроении некоторые продюсеры видят пути выхода из кризиса. В частности, Томашпольский на днях презентовал в Украине свою новую ленту “Пространство”, на производство которой практически не было потрачено денег. В ней он объединил съемки актеров, которые сами фиксировали на камеру и телефоны, что они делали во время самоизоляции. В итоге картина была отмечена на нескольких международных фестивалях как лучшая драма.
Еще одним из направлений продюсеры считают копродукцию, когда совместно с Украиной будут снимать другие страны.
“В последнее время практически все украинские фильмы, которые побывали на международных фестивалях, были сняты в копродукции с другими государствами. Например, “Носорог” Олега Сенцова – это Украина – Польша – Германия. “Стоп-Земля” Кати Горностай – это Украина – Литва. Опыт в таком сотрудничестве у нас огромный, поэтому он сможет выручить. Были совместные проекты разной сложности и с различными бюджетами. Поэтому, думаю, что это лучший способ снимать кино”, – говорит продюсер Денис Иванов.
По его мнению, в копродукции есть достаточно много вариантов сотрудничества, при которых денежное участие нашей стороны можно если не свести к нулю, то значительно минимизировать.
“В копродукции есть много схем, и тут, как говорится, голь на выдумки хитра. Думаю, мы увидим коллаборации самого разного типа. Например, съемки в Украине будут стоить намного дешевле, чем в Германии или Франции. У нас есть сообщество, которое не хочет терять свою профессию и достижения”, – подтвердил Денис Иванов.
Хотя все равно: в таком количестве, как было до войны, в Украине еще долго не будут снимать. И речь здесь не только о полнометражных фильмах, но и о телесериалах.
“Если Зеленский действительно сможет добиться деолигархизации телеканалов, то вряд ли появятся деньги на производство качественных высокобюджетных сериалов. Дешевле будет закупать иностранное недорогое “мыло”. Да и суть каналов существенно поменяется. Они в большей мере станут новостийными и вообще без кино, а сериалы будем смотреть на стриминговых платформах. А значит, заказывать нашим кинокомпаниям сериалы будет некому. Эта индустрия либо попытается за свои средства как-то конкурировать с крупными зарубежными кинокомпаниями, либо свернется вообще”, – рассуждает один из продюсеров.
Выход из ситуации, по его словам, найдут только отдельные режиссеры и актеры, у которых уже есть связи и опыт работы за границей. Например, тот же Мирослав Слабошпицкий, он уже приступил к съемкам фильма “Тигр”, который продюсирует Даррен Аронофски.
“Наиболее затратная часть фильма – это съемки. И теперь для украинского кино главный челлендж: сможет ли оно получить деньги от какого-либо госфонда или по какой-либо международной программе. Потому что через два года у нас может вообще не оказаться своих фильмов”, – считает Денис Иванов.
От Украины будут хотеть только военные фильмы
Однако радикально, под ноль, украинская киноиндустрия ликвидирована не будет. По мнению продюсеров, у многих наших режиссеров появится желание отрефлексировать в своих фильмах эту войну. И на это, по словам Андрея Границы, будет большой спрос со стороны международных кинофестивалей.
“Этого не избежать, фильмов об этой войне будет сниматься много. При этом есть проблема в том, что спустя время от нас будут только такие картины и ждать. Подобная ситуация уже происходила с балканским кино. Вначале их многие режиссеры снимали только об этом, а потом они стали заложниками своей темы. Других картин на фестивалях от них не хотели видеть. По этому поводу на одном из международных фестивалей в Сараево был даже круглый стол, где балканские кинематографисты говорили об этом и о том, что они практически лишены возможности снимать мелодрамы или комедии”, – констатирует кинопродюсер Дарья Бассель.
При этом есть уверенность в том, что в других странах некоторое время после войны еще будет большой интерес к украинскому кино. По словам Иванова и Бассель, которые были на последнем Каннском кинофестивале, все наши кинопоказы проходили с аншлагами. Кроме того, на данный момент во многих европейских странах проходит украинский киномарафон, в рамках которого показывается наша киноклассика и лучшие современные фильмы. В результате этой войны мы уже добились того, что жители Европы четко разделяют украинцев и россиян, чего не было раньше. Теперь нужно, чтобы и наше кино вызвало у них значительный интерес, чтобы наши картины имели прокат и коммерческий успех не только в нашей стране, но и за границей.