Информация к новости
7-02-2016, 18:00

Одесса – коралловый остров

Категория: Новини / Історія та суспільство


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Альбом вышел в конце 2015 года и в совокупности с другими работами автора – «Лестницы старой Одессы», «Окна старой Одессы», «Кружева Одессы» (о чугунных оградах и воротах), «По следам девушки с веслом» (о традициях садово-парковой скульптуры) – стал своеобразным памятником города, итогом тридцатилетних «наблюдений и сердца горестных замет».

Будучи ученым, кандидатом физико-математических наук, Сергей Гевелюк, вооруженный фотокамерой упорно отыскивает в Одессе то, что принято называть уходящей натурой. Это предметы материальной культуры, которые, не представляя интереса с архитектурной точки зрения, являются культуроформирующей константой, заставляют испытывать сожаление по временам не столь отдаленным, но безвозвратно исчезающим.

Тот, кто вырос в одесском дворе, хорошо помнит подвал, пожарную лестницу, ведущую на чердак, «главное дерево», колодец, водопроводный кран. Кран – первое, что попадается на глаза в старом дворе из привычных детских воспоминаний.

Вот этим дворовым водопроводным кранам, колодцам, фонтанам и посвящен новый ностальгический альбом одесского фотографа.

Ассоциации со всемирно известным мегалитическим сооружением возникли у наделенного богатым воображением Сергея Гевелюка неслучайно. Одесские дворовые краны и колодцы с каменными плитами вместо сгнивших деревянных крышек напоминают ему Стоунхендж. Бывшие до недавнего времени обязательной примечательностью каждого одесского двора, средоточием и центром дворовой жизни, те из них, что еще сохранились, сегодня являются неким анахронизмом, случайными свидетелями ушедшей эпохи. Пройдет еще десяток-другой лет, и люди будут гадать, задаваясь вопросом, совсем как стоя рядом с английским Стоунхенджем, – а для чего были нужны эти странные сооружения?

Но если британский Стоунхендж – скорей всего, древний календарь или часы, напоминатель дней, то одесский – ненавязчивый напоминатель и укоритель тем, кто возле него вырос, тем, кого он поил, купал, обстирывал, полагает автор альбома.

Еще одна ассоциация: Стоунхендж по форме напоминает коралловый остров, и дворовые водопроводные краны, как коралловые полипы, образуют некое пространство. Мы не задумываемся о жизни отдельного полипа, а любуемся и пользуемся рифовым островом под названием – Одесса.

Сергей Гевелюк:

Одесский Стоунхендж – это места нашего детства, воспоминания о которых дороги сердцу настоящего одессита. Эти места скрыты от посторонних глаз, соединив их воедино, получаешь свой неповторимый одесский Стоунхендж.

Время неумолимо, и Одесский Стоунхендж безвозвратно уходит. Рушатся старые дома. А вместе с ними – дворовые колодцы и краны. Наверняка, пока готовился этот альбом, еще что-то исчезло, уничтожено, разрушено.

Многие детали городского быта старой Одессы сохранились только в фотоработах Гевелюка, и новые поколения одесситов смогут увидеть их только на этих снимках.

Автор ностальгического проекта, художник и философ Сергей Гевелюк иронично вздыхает:

Одесские колодцы и краны – скорее интеллигенты, а не аристократы: их вытесняют, а они молча терпят и тихо оплакивают, медленно, по частям покидая дворы.

Да, реальный срез времени получился довольно грустный. Но грусть – не отчаяние, если кого-то это заставит задуматься, что мы теряем и что можем сохранить и обрести, – убежден влюбленный в свой город фотограф.

Сергей Гевелюк:

Иногда я слышу иронические реплики: Одесса уже не та, умирает, дряхлеет. И зачем показывать старуху? Это, мол, то же самое, что предъявлять состарившуюся любовницу, положив руку на бедро которой, можно, конечно, вспомнить лихо проведенные времена, но не более.

Я таким скептикам отвечаю, что Одесса для меня не любовница, а мама. А мама в любом возрасте красива.

Поэтому пока мы живы, и можем выразить любовь к своему городу, нужно это делать. Я делаю свое дело в силу своих возможностей и разумения.

Но немало дворов на Пересыпи, Молдаванке и в старом центре, где живы старые краны и колодцы, еще несущие в себе дух старой Одессы. Встречаются и истории со счастливым концом, когда на помощь погибающим кранам, державшимся «на честном слове» – водопроводной трубе, или подпертым камушками и дощечками, приходят неравнодушные люди и дарят им вторую жизнь.

Это сохранение аутентичности старых одесских дворов, с их ажурными воротами, с их колодцами, кранами,виноградниками, итальянской лавовой плиткой оценят потомки.

И в сохранении этой аутентичности меньше всего нужно рассчитывать и уповать на инициативу сверху. Инициатива во все времена исходила от небольшой группы отдельных граждан, в хорошем смысле сумасшедших. Одесса своей славой и величием обязана меценатам, сделавшим это не для сохранения памяти о себе, а на благо города. Их помыслами, действиями, их энергией и стараниями рос, богател, хорошел этот город.

А есть ли сегодня среди молодого поколения одесситов те, кто, интересуясь историей города, подпадая под его ауру, готовы «лиру подхватить»?..




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.