Альбом вышел в конце 2015 года и в совокупности с другими работами автора – «Лестницы старой Одессы», «Окна старой Одессы», «Кружева Одессы» (о чугунных оградах и воротах), «По следам девушки с веслом» (о традициях садово-парковой скульптуры) – стал своеобразным памятником города, итогом тридцатилетних «наблюдений и сердца горестных замет».
Будучи ученым, кандидатом физико-математич
Тот, кто вырос в одесском дворе, хорошо помнит подвал, пожарную лестницу, ведущую на чердак, «главное дерево», колодец, водопроводный кран. Кран – первое, что попадается на глаза в старом дворе из привычных детских воспоминаний.
Вот этим дворовым водопроводным кранам, колодцам, фонтанам и посвящен новый ностальгический альбом одесского фотографа.
Ассоциации со всемирно известным мегалитическим сооружением возникли у наделенного богатым воображением Сергея Гевелюка неслучайно. Одесские дворовые краны и колодцы с каменными плитами вместо сгнивших деревянных крышек напоминают ему Стоунхендж. Бывшие до недавнего времени обязательной примечательность
Но если британский Стоунхендж – скорей всего, древний календарь или часы, напоминатель дней, то одесский – ненавязчивый напоминатель и укоритель тем, кто возле него вырос, тем, кого он поил, купал, обстирывал, полагает автор альбома.
Еще одна ассоциация: Стоунхендж по форме напоминает коралловый остров, и дворовые водопроводные краны, как коралловые полипы, образуют некое пространство. Мы не задумываемся о жизни отдельного полипа, а любуемся и пользуемся рифовым островом под названием – Одесса.
Сергей Гевелюк:
– Одесский Стоунхендж – это места нашего детства, воспоминания о которых дороги сердцу настоящего одессита. Эти места скрыты от посторонних глаз, соединив их воедино, получаешь свой неповторимый одесский Стоунхендж.
Время неумолимо, и Одесский Стоунхендж безвозвратно уходит. Рушатся старые дома. А вместе с ними – дворовые колодцы и краны. Наверняка, пока готовился этот альбом, еще что-то исчезло, уничтожено, разрушено.
Многие детали городского быта старой Одессы сохранились только в фотоработах Гевелюка, и новые поколения одесситов смогут увидеть их только на этих снимках.
Автор ностальгического проекта, художник и философ Сергей Гевелюк иронично вздыхает:
– Одесские колодцы и краны – скорее интеллигенты, а не аристократы: их вытесняют, а они молча терпят и тихо оплакивают, медленно, по частям покидая дворы.
Да, реальный срез времени получился довольно грустный. Но грусть – не отчаяние, если кого-то это заставит задуматься, что мы теряем и что можем сохранить и обрести, – убежден влюбленный в свой город фотограф.
Сергей Гевелюк:
– Иногда я слышу иронические реплики: Одесса уже не та, умирает, дряхлеет. И зачем показывать старуху? Это, мол, то же самое, что предъявлять состарившуюся любовницу, положив руку на бедро которой, можно, конечно, вспомнить лихо проведенные времена, но не более.
Я таким скептикам отвечаю, что Одесса для меня не любовница, а мама. А мама в любом возрасте красива.
Поэтому пока мы живы, и можем выразить любовь к своему городу, нужно это делать. Я делаю свое дело в силу своих возможностей и разумения.
Но немало дворов на Пересыпи, Молдаванке и в старом центре, где живы старые краны и колодцы, еще несущие в себе дух старой Одессы. Встречаются и истории со счастливым концом, когда на помощь погибающим кранам, державшимся «на честном слове» – водопроводной трубе, или подпертым камушками и дощечками, приходят неравнодушные люди и дарят им вторую жизнь.
Это сохранение аутентичности старых одесских дворов, с их ажурными воротами, с их колодцами, кранами,виноград
И в сохранении этой аутентичности меньше всего нужно рассчитывать и уповать на инициативу сверху. Инициатива во все времена исходила от небольшой группы отдельных граждан, в хорошем смысле сумасшедших. Одесса своей славой и величием обязана меценатам, сделавшим это не для сохранения памяти о себе, а на благо города. Их помыслами, действиями, их энергией и стараниями рос, богател, хорошел этот город.
А есть ли сегодня среди молодого поколения одесситов те, кто, интересуясь историей города, подпадая под его ауру, готовы «лиру подхватить»?..