Бывший мэр Одессы и народный депутат Эдуард Гурвиц дал эксклюзивное интервью Южному Курьеру, в котором достаточно откровенно высказался о своем прошлом, о ряде своих ошибок и недоработок, об отношениях с другими политиками.
Не считаете ли вы себя человеком "прошлого"?
Осталось только уточнить, какого именно прошлого. Советского? Но так, наверное, не думают мои даже самые закадычные недоброжелатели. А все ПОСТсоветское прошлым еще и стать не успело… Нет, конечно, ни гостем из будущего, ни человеком из прошлого я себя не считаю. Поэтому и участвую в выборах, сохраняю определенные амбиции, строю планы на будущее. В прошлом можно оказаться в любом возрасте, но, наверное, не с моим характером, темпераментом и взглядами на жизнь.
Знаете, в "призраки прошлого" Гурвица записывают или те, кто меня совсем не знает (в силу возраста, например), или те, кто знает слишком хорошо. Вот этих последних, по разным причинам, устраивает печальное настоящее Одессы. И они понимают, что я хочу и могу оставить его в прошлом.
Ваши отношения с Киваловым - это дружба или сотрудничество?
Все-таки спектр человеческих взаимоотношений значительно шире. Нас никак не назовешь политическими единомышленниками, но мы знакомы друг с другом много лет. У нас не было каких-либо совместных проектов, но мы без труда находили общий язык при обсуждении проблем, связанных с развитием Одессы. Никто из нас не согласится разделить ответственность за ошибки другого, но и это не исключает возможности вполне доброжелательного общения. И до сих пор никакие, даже самые изощренные, попытки компрометации ни разу не заставили меня нормальные человеческие отношения принести в жертву политической целесообразности. Наверное потому, что моего отца на сталинские лагеря и раннюю смерть обрекли как раз подлые и бесхребетные "друзья".
Какие проблемы в городе, из тех что привнес Труханов, раздражают вас более всего?
Так ведь ничего нового, даже в негативном смысле, Труханов и не привнес. В 2014 году, в результате типовых фальсификаций, в Одессе одну марионетку Януковича из промосковских криминальных кругов сменила другая. Из этой же партии и из этой же ОПГ. Сменила не потому, что она была чем-то лучше предыдущей, а потому, что другой в запасе у этой ОПГ уже не было. И с тех пор проблемы в Одессе просто усугублялись.
Мне не хотелось бы говорить о своих личных эмоциях. Но скажите, а Вас меньше раздражает тот факт, что в самый тяжелый для страны и города момент гласные нашего городского Совета превратились в абсолютно безгласных? А сам Совет был просто упразднен, вычеркнут из жизни. И все это в угоду лицемерному приспособленцу, который ради сохранения власти готов говорить противоположное тому, что думает, кланяться в пояс любому губернатору и тайно (как ему кажется) делать то, что привык делать явно.
В чём, по Вашему мнению, состояли ваши основные ошибки в кресле мэра?
Да, вопрос об ошибках почти дежурный для каждого, кто проигрывал выборы. Логика проста: проиграл – значит, допустил ошибки. Но это безусловно так только там, где удалось обнулить такой фактор, как системные фальсификации результатов голосования. В Одессе и в 2010 и в 2014 годах этого сделать не удалось. В первом случае, при активном участии центральной власти, во втором, при ее активном неучастии, чего тоже оказалось достаточно. Это совсем не значит, что я, будучи мэром, не допускал ошибок и не дал никому повода сознательно голосовать против своей кандидатуры.
Ошибки были - управленческие, кадровые… Где-то недооценил последствий, где-то понадеялся на того, на кого не следовало. Это очевидно и это неизбежно. Но всегда есть объективный результат работы, как итоговый баланс всех ошибок и правильных решений. Именно он и позволяет мне, что называется, с чистой совестью, участвовать в очередных выборах и вновь надеяться на их положительный исход.
Какие объекты за время вашего отсутствия Одесса необратимо потеряла?
Я бы не взялся за составление такого списка, хотя и с болью переживал каждую потерю. Даже при самом трезвом взгляде на вещи не стоит спешить относить ту или иную потерю к разряду необратимых. Вас это может удивить, но я, например, очень серьезно готовился к сносу изуродовавшей город высотки на Морском вокзале. И только неблагоприятное стечение независящих от меня обстоятельств помешали, в тот раз, реализации этих планов. Я не идеалист, но приговор одесскому аэропорту или Привозу, как объектам коммунальной собственности, покалеченной Аркадии и т.д. считаю, как минимум, подлежащим обжалованию. Было бы желание. К сожалению, у нынешней власти его не хватило даже на такое плевое дело, как возвращение городу украденных у него Костусевым 46 соток в Отраде. Впрочем, удивляться здесь нечему.
Насколько власть зависит от криминала и можно ли отделить его от власти?
Как говорят врачи, все очень индивидуально. Но в сегодняшней Одессе местная власть и криминал – это фактически одно и то же. Поход во власть организованная преступность начинает везде, где по разным причинам слабеет государство, процветает коррупция, отсутствует или деформировано гражданское общество. В нашем одесском случае мы имеем дело с устойчивой международной преступной группировкой, известной еще с 90-х годов прошлого века. Известной, прежде всего, торговлей оружием, нефтепродуктами, наркотиками с последующей легализацией доходов в строительном, гостиничном и транспортном бизнесе. За прошедшие годы они скупили на корню несколько поколений руководителей одесской милиции, намертво присосались к порту, делегировали уже двух мэров.
Криминал в Одессе уже отлучали от власти. К сожалению, за это пришлось заплатить дорогую цену. Именно за это были убиты и Игорь Свобода и Сережа Варламов. Я не хочу быть понятым превратно и приписывать себе какие-то фантастические вещи. Ни в 1994-1998, ни в 2005-2010 годах, когда я был мэром, криминал побежден не был. Он сохранял свои основные экономические позиции, их легальный бизнес приносил стабильный доход. Но им этого было мало. Их природа требовала абсолютно бесконтрольного грабежа Одессы и именно для этого понадобился Костусев, а затем и Труханов. Интересы их хозяев сначала пересеклись с интересами клана Януковича, затем с интересами некоторых олигархов и они, ради выживания и безопасности, были готовы делиться властью и с теми и с другими, но не с одесситами. Поэтому предстоящие местные выборы в Одессе станут еще одним раундом борьбы за освобождение города от власти криминала.