Двадцать пять лет назад на территории СССР, на Пушкинской площади в Москве, открылся на тот момент самый большой в мире, а ныне – самый большой в Европе, первый ресторан американской компании «McDonald’s. С 31 января 1990 года аналогичных ресторанов быстрого питания стало появляться все больше. В Украине о первый из этого семейства принял посетителей спустя семь лет - в Киеве.
Фаст-фуд индустрия развивается, а компания остается одной из крупнейших в мире сетью ресторанов быстрого питания. В чем же секрет, почему люди продолжают употреблять в пищу «химическую гадость»? Почему «McDonald’s» до сих пор популярен?
Все мы хоть раз были в одном из заведений сети «McDonald’s». Что обычно наблюдаем? Верно, уйму посетителей, очереди и голодные глаза. «Свободная касса!» - улыбка кассира, быстрый повтор вашего заказа, любезное предложение добавить к нему еще одну «вкусную» новинку или десерт, от которого вы так же любезно… отказываетесь, рассчитываемся, забираем заказ, слышим конечное: «Приятного аппетита, ждем Вас снова!» Казалось бы, ничего особенного. Но что-то нас таки заставляет возвращаться в это место снова и снова (за редким исключением). Что нам нравится? То, что с нами любезны и вежливы. Мы чувствуем себя особенными, нас ценят как клиента, а именно наши бургеры работники готовили и заворачивали с особым трепетом. После такого и еда будет казаться вкуснее, и обычно «набитый» ресторан станет райским уголком, в котором не бывает плохо! Естественно, мы возвращаемся туда, где нам хорошо. Психологи и рекламисты называют это мотивом комфорта и самореализации: человек ничем не хуже остальных, возможно, даже лучше; все питаются в этом ресторане, а, значит, здесь вкусно; если здесь вкусно, то и сытно, а, утолить голод – главная задача человека, решив которую, он чувствует себя комфортно. В итоге – легендарное «Вот что я люблю!», звучащее сегодня отовсюду.
На самом деле, за красивой оберткой прячется не самая вкусная и свежая конфета. Точнее – не самая качественная. Пища в «McDonald’s», возможно, по вкусу и напоминает бабушкины котлеты, но технологии приготовления у них далеко не идентичны.
«Блюда фаст-фуд ресторанов, помимо натуральных продуктов, состоят и из так называемых «вредных» для организма ингредиентов – всевозможных химических пищевых добавок, например, ароматизаторов, стабилизаторов, консервантов, красителей, усилителей вкуса. Они действуют на наш организм, усиливая или, наоборот, притупляя выработку определенных веществ и гормонов, тем самым дестабилизируя его работу. Так же и со сладкими газированными напитками. К тому же, нельзя утверждать о степени правильности термической обработки мяса или рыбы», - объясняет биолог, сотрудник химической лаборатории Елена Рыкова.
И хоть медики всегда предостерегают нас о том, что чрезмерное употребление таких продуктов быстрого питания может привести к серьезным болезням и патологиям, начиная от ожирения или отравления и вплоть до раковых опухолей, не говоря уже о проблемах желудочно-кишечного тракта, мы продолжаем питаться «на ходу». Почему? Некоторые люди говорят, что это один из ярких примеров золотого соотношения «цена-качество». Другие приводят более бытовые аргументы – ресторан находится недалеко от дома/работы/университета. Еще один аргумент – так называемая «дань моде»: всемирно ведь известная сеть ресторанов быстрого питания, перед которой невозможно устоять. Есть и нечто новое, чего раньше не было. Как писал Виктор Пелевин в своем рассказе «Generation «П»: «Смотри, совок уже почти ничего не производит сам. А людям надо что-то есть и носить? Значит, сюда скоро пойдут товары с Запада». То есть, это эффект новизны и неповторимости, развитие межкультурной коммуникации и хорошая реклама. И, наконец, самый, пожалуй, правдивый и объективный, аргумент – лень. Действительно, мало кто захочет в уставшем и голодном состоянии тратить свое время и «колдовать» над очередным кулинарным шедевром. А так, рядом есть «Мак», где можно поесть быстро и за среднюю цену. Или взять это «быстро и за среднюю цену» с собой и поесть дома.
«McDonald’s» был, есть и будет одним из уверенных лидеров в отрасли общественного питания. Не потому, что перейдет на совершенно иной уровень и качество, как обслуживания, так и питания. А потому что это уже популярный бренд, имеющий свою четкую нишу на рынке. Поэтому тут уже мы должны быть чуточку рассудительнее и, каждый раз, видя заветную вывеску, спрашивать себя: «А так ли мне необходимо зайти сюда просто покушать? Разве не больший аппетит, а, в следствии - удовольствие (и насыщение!) вызывает тот же картофель с курицей домашнего приготовления, с зеленью и подливой, нежели мясной «сюрприз» в жирной коробке?». И еще подумать: «Здоровье у нас одно, а удовольствий вокруг – множество…».