В Верховной Раде сегодня активно обсуждается языковой вопрос и перспектива принятия нового закона, вместо отмененного закона Кивалова – Колесниченко.
Напомним, 28 февраля 2018 года Конституционный Суд признал неконституционным закон от 2012 года «Об основах государственной языковой политики в Украине», больше известный, как закон Кивалова – Колесниченко.
По мнению автора, Сергея Кивалова, отмена его закона продиктована исключительно политическими мотивами. По его мнению, действующей власти очень выгодно, чтобы языковая политика не была никак сформирована, чтобы не было четких правил, чтобы можно было спекулировать на этой теме и использовать её в каждой избирательной кампании. Более того. Принятием закона в 2012 году был отменен советский закон «О языках в УССР». А если закон «Об основах государственной языковой политики в Украине» отменен полностью, то советский закон опять действует!
Хочу особо подчеркнуть, что закон «Об основах государственной языковой политики в Украине» был признан не конституционным по формальным основаниям: КСУ установил, что была нарушена процедура голосования при его принятии! То есть, не суть закона не устроила КСУ (это априори исключено), а некие нарушения депутатов при нажимании кнопок. – сказал Кивалов. – А никого не смущает, что в ВРУ VIII созыва процедура голосования нарушается регулярно? Притчей во языцех стали действия спикера Андрея Парубия при «протягивании» нужных власти законов: он ставит на голосование законопроекты по многу раз, грубо нарушая Регламент. А раз мой закон был отменен на основании нарушения процедуры голосования, то и процентов 80 законов, принятых этой ВР, должны быть отменены на этом же основании. Прецедент создан. Ну, что-то я не наблюдаю истерики зрадофилов по этому поводу. А все потому, что двойные и тройные стандарты для них – норма жизни.
Депутат напомнил, что 2017-ом году по сути закона было заключение Венецианской комиссии.
Венецианская Комиссии, представителем в которой от Украины я был 6 лет, не видит причин, оправдывающих разное обращение Закона “Об образовании” с национальными меньшинствами, говорящими на официальных языках Европейского Союза, - и русскоязычными гражданами Украины. Не находит оправдания такой “новелле” Закона “Об образовании” как императивное ограничение преподавания на русском языке (ограничение русского языка как языка преподавания всех предметов школьной программы) только 4-емя классами начальной школы». – говорит Кивалов. - Венецианская Комиссия раскритиковала такое, цитирую “понижение статуса русского языка”, как неравное обращение с русскоговорящими гражданами, признала это проблемой. Так же Венецианская Комиссия считает вероятным, что оно нарушает принцип недискриминации и есть вопросы к его конституционности (может противоречить статьям 10 и 24 Конституции).
Политик напомнил, что Венецианская Комиссия заключила, что статус русского языка, как второго после государственного по широте использования, должен быть определен в системе образования Украины не ниже статуса официальных языков Европейского Союза.
Комиссия особо отметила, что, как минимум, некоторые выдающиеся государственные и коммунальные русскоязычные школы в Украине нужно сохранить - как часть исторической и культурной идентичности заинтересованных громад, что такие школы следует определить путем консультаций с представителями русского меньшинства. Что это необходимо для того, чтобы сохранить мир в обществе и хорошие межэтнические отношения, и это в интересах всего народа Украины. Что же касается частных школ в Украине (и русскоязычных и других) - то их Комиссия рекомендовала полностью изъять из-под ограничения языка преподавания статьи 7 нового Закона. И это, заметьте, мнение авторитетного экспертного международного органа, а не доморощенных политических грантовых выкормышей.
— рассказал политик.
Так же он заявил, что странная отмена «языкового» закона – не первая попытка нарушения прав нацменшинств, попытка запретить думать и говорить на родном языке. В новом законе «Об образовании» была совершена попытка «языковой статьей» узурпировать, как считает Кивалов, языки нацменшинств. И только после вызванного шквала негатива со стороны мирового сообщества, после резолюции ПАСЕ, «языковая» статья была на время заморожена.