В Украину прибыла делегация Европейской комиссии "За демократию через право" (Венецианская комиссия), которая должна подготовить заключение об имплементации закона о языке.
По информации МИД Украины 25 октября заместитель министра иностранных дел Василий Боднар принял делегацию Венецианской комиссии в рамках их визита в Украину, целью которого является изучение аспектов внедрения закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного".
Отмечается, что результатом визита экспертов должна стать подготовка заключения Венецианской комиссии по имплементации закона о языке, который Венецианская комиссия должна принять на своем пленарном заседании в декабре этого года: "Заместитель министра отметил, что упомянутый закон был разработан в соответствии с Конституцией Украины и с учетом опыта зарубежных стран, а также выводов и рекомендаций Венецианской комиссии".
"По его словам, принятие такого нормативного акта важно не только с гуманитарной точки зрения, но и обусловливается фактором безопасности в условиях продолжающейся российской агрессии против Украины".
"Василий Боднар акцентировал внимание собеседников на том, что порядок применения языков коренных народов и национальных меньшинств Украины в соответствующих сферах общественной жизни, а также обеспечение их прав в широком смысле будет определяться новым законом о нацменьшинствах, который должен быть представлен на рассмотрение Верховной Рады Украины".
25 апреля народные депутаты приняли закон №5670-д "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного". 16 июля этот закон вступил в силу.
По мнению экспертов, новый языковой закон усугубит раскол, усилит вражду между людьми и создаст массу новых проблем, так как значительно ущемляет права национальных меньшинств. Законом будет нарушена статья 10 Конституции Украины, согласно которой «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины».
Напомним, действующий до этого закон «Об основах государственной языковой политики» нисколько не ущемлял роль украинского языка и при этом давал возможность функционировать и развиваться другим языкам – в том числе и русскому. В компромиссном законе «Кивалова-Колесниченко» были учтены интересы всех граждан страны. Закон прошел все согласования, его признали соответствующим всем положениям Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, его высоко оценили в Венецианской комиссии, Совете Европы и других влиятельных органах. На период действия закона языковая проблема в Украине была решена.
Еще в 2012 году Одесский областной и городской советы, Харьковский, Херсонский, Николаевский, Запорожский, Севастопольский, Днепропетровский и Луганский горсоветы, Краснолучский горсовет (Луганская обл.), Запорожский, Донецкий, Херсонский, Николаевский и Днепропетровский областные советы приняли решение о признании русского языка региональным.
Венгерский язык стал региональным в городе Берегово (Закарпатье), молдавский (румынский) – в селе Тарасовцы Черновицкой области. Румынский также стал региональным языком в селе Белая Церковь (рум. Biserica Alba) Раховского района Закарпатской области.
Согласно проведенному социологическому опросу Центра этнических и политических исследований «Лад», в Одессе 73% опрошенных считают правильным обеспечение свободного развития региональных языков или языков меньшинств в соответствии с законом «Об основах государственной языковой политики», принятым в 2012 г.
Спустя пять лет Конституционный Суд признал неконституционным закон «Об основах государственной языковой политики в Украине». Отмена закона была продиктована исключительно политическими мотивами. Действующей на тот момент власти было очень выгодно, чтобы языковая политика не была никак сформирована, чтобы не было четких правил, чтобы можно было спекулировать на этой теме и использовать её в каждой избирательной кампании. Все ключевые вопросы, касающиеся языка, общественной и политической жизни граждан, должны решаться на референдуме, тогда будет понятна вся суть проблемы.
Даже исполняющий обязанности Президента Александр Турчинов, пребывая на постреволюционной волне, когда 23 февраля 2014 года Верховная Рада проголосовала за отмену этого закона, вовремя остановился и понял, что нельзя трогать языковую тему, чтобы не создавать дополнительных проблем. Поэтому тогда, в 2014 году, оголтелым крикунам не удалось провернуть эту мерзкую провокацию.
С тех пор, как в июле 2014 года 57 нардепов обратились в Конституционный Суд с требованием признать закон «Кивалова-Колесниченко» неконституционным, этот вопрос не рассматривался целых четыре года. Лишь новый состав КСУ 28 февраля 2018 года принял решение относительно соответствия Конституции Закона «О принципах государственной языковой политики» № 5029-VI.
Однако, Суд не признал сам текст закона неконституционным, а только обратил внимание на процедуру его принятия, которая не соответствует Конституции – некие нарушения депутатов при нажимании кнопок. Аргументация неконституционности – абсолютно несостоятельна. Таким образом, создан прецедент, который позволяет, руководствуясь теми же мотивами, отменить практически 99% законов, принятых Верховной Радой Украины VIII созыва. Чего только стоят действия экс-спикера парламента Андрея Парубия при «протягивании» нужных власти законов, когда он ставил на голосование законопроекты по многу раз, грубо нарушая Регламент.
В то же время удалось добиться отсрочки до 2023 года вступления в силу языковой статьи закона «Об образовании», значительно ущемляющего языки нацменьшинств. Документ был направлен на экспертизу в Венецианскую комиссию, которая предложила внести изменения в 7-ю статью — относительно недискриминации обучения на негосударственных языках, не являющихся официальными в Европейском союзе. В том числе речь шла о преподавании в средней школе на русском языке.
В своем заключении от 8 декабря 2017 года Венецианская Комиссия, где Сергей Кивалов представлял Украину на протяжении 8 лет, не видит причин, которые оправдывали бы разное обращение Закона «Об образовании» с национальными меньшинствами, говорящими на официальных языках Европейского Союза, — и русскоязычными гражданами Украины. Не находит оправдания такая «новелла» Закона «Об образовании» как императивное ограничение преподавания на русском языке (ограничение русского языка как языка преподавания всех предметов школьной программы) только 4-мя классами начальной школы.
Венецианская Комиссия раскритиковала такое «понижение статуса русского языка», признав проблемой неравное обращение с русскоговорящими гражданами. Венецианская Комиссия считает вероятным, что оно нарушает принцип недискриминации, и есть вопросы к его конституционности (может противоречить статьям 10 и 24 Конституции).
Венецианская Комиссия заключила, что статус русского языка, как второго после государственного по широте использования, должен быть определен в системе образования Украины не ниже статуса официальных языков Европейского Союза.
Комиссия особо отметила, что, как минимум, некоторые выдающиеся государственные и коммунальные русскоязычные школы в Украине нужно сохранить — как часть исторической и культурной идентичности заинтересованных общин, что такие школы следует определить путем консультаций с представителями русского меньшинства. Это необходимо для того, чтобы сохранить мир и хорошие межэтнические отношения в обществе, и это в интересах всего народа Украины. Что же касается частных школ в Украине (и русскоязычных и других) — то их Комиссия рекомендовала полностью изъять из-под ограничений языка преподавания статьи 7 нового Закона.
Так же, Венецианская Комиссия не согласилась с доводами о неприменимости разработанного Закона «О принципах государственной языковой политики», принятого в 2012 году.