В Украине всемерно борются за лучшую жизнь для ее маленьких граждан. Так, по крайней мере декларирует государство. Профильные ведомства отчитываются о проведении различных мероприятий и выделении на эти мероприятия значительных сумм. Но что происходит в действительности, и так ли хороши условия для рождения в семьях малышей? Что же, статистика в этом вопросе выглядит неутешительно. Со счетами в руках она утверждает, что в стране давно нет прироста населения, что наоборот – каждый год население Украины сокращается на 425 человек.
Еще того труднее тем детям, кто остался без родительской опеки или лишен ее потому, что родители по тем или иным причинам не могут достойно смотреть за детьми.
Да, в нашей стране, как в любой цивилизованной державе, есть институт, занимающийся такого рода категорией деток. Но в самом ли деле ему удается решить те проблемы, которые наиболее остро встают перед подростком, особенно к тому времени, когда сироте приходится оставить детский дом и начать жить самостоятельно?
Что нужно человеку прежде всего, чтобы нормально жить, работать, строить свою семью, в которой бы появились дети? Конечно, свое жилье.
К сожалению, далеко не каждый молодой человек, покидающий стены давшего ему приют интерната или детского дома, это жилье получает.
И, безусловно, не каждый может решить этот вопрос самостоятельно. Так, молодой человек в самом начале своего жизненного пути сталкивается с проблемой, которую он не в состоянии разрешить и которая может привести его не на тот путь, что он первоначально себе планировал.
Почему так получается и разве не государство обязано подумать об этом вопросе прежде всего?
Действительно, на бумаге права детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки обозначены четко.
Так, Законом Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» предусмотрено внеочередное обеспечение достигших совершеннолетия детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, и лиц из их числа благоустроенным социальным жильем в течение месяца по месту их происхождения и в случае отсутствия у них права наследования какого-нибудь жилья.
Но как он исполняется? По сути его финансовое обеспечение делегировано местным бюджетам. А местные бюджеты, как водится, с возложенными на них многочисленными обязанностями не справляется. Не потому, что не хотят – а потому что на все, что им делегировали средств не хватает. Та же статистика показывает, что за последние двадцать пять лет в Украине увеличилось количество детей, чьи права на жилье невозможно реализовать за счет местных бюджетов, и здесь необходимы государственные вливания в виде целевых субвенций.
В Одесской области уровень обеспечения бесплатным жильем сирот достаточно высока по сравнении с другими областями страны. Но и здесь очередь, состоящая из сирот и детей, лишенных родительской опеки, на получение льготного жилья, составляет 1,5 тысячи человек.
За прошлый год в Одесской области было приобретено192 квартиры для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В нынешнем году приобретут примерно столько же. Но этого явно недостаточно для тех, кто томится в очереди, не имея представления, когда им посчастливится получить хотя бы угол в общежитии.
Проблемой давно и настойчиво занимается народный депутат Украины Сергей Кивалов.
Народный депутат объясняет, что несмотря на то, что значительная часть денег на строительство или покупку социального жилья для выпускников интернатов поступает из государственной казны и к финансированию подключаются и местные бюджеты, образовавшуюся очередь не удается ликвидировать уже многие годы. Бывает и так, что жилье за сиротами закрепляют еще на этапе получения такого статуса. Но часто оно не сохраняется до достижения совершеннолетия ребенка – и в первую очередь это вина органов исполнительной власти и местного самоуправления, констатирует Сергей Кивалов.
Поэтому, подчеркивает народный депутат, необходимо ужесточить контроль за выполнением законодательно установленного права на жилье детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в том числе за формированием жилищного фонда социального назначения.
1) развитию сети социальных общежитий для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
2) разработке и утверждению общегосударственной программы строительства (приобретения) социального жилья для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
3) разработке и внесению изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, направленные на урегулирование вопросов передачи жилья в собственность территориальной общины, детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки после достижения ими совершеннолетия и по их желанию,
Недавно из профильных ведомств был получен ответ на депутатский запрос Сергея Кивалова.
Также разъясняется, что статьей 91 Бюджетного кодекса Украины установлено, что к расходам местных бюджетов, которые могут проводиться из всех местных бюджетов, относятся расходы на программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан. Таким образом, улучшение жилищных условий граждан может обеспечиваться за счет средств местных бюджетов в пределах соответствующих местных программ. Законодательством Украины определено, что решение вопросов обеспечения жильем детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, и лиц из их числа, а также ответственность за сохранность жилья и возвращение его детям указанной категории и лицам из их числа по окончании их пребывания в учреждениях институционального ухода и воспитания детей или в семейных формах воспитания возложена на местные государственные администрации и органы местного самоуправления.
Напомним, что в Национальном университете «Одесская юридическая академия» и Юридическом колледже обучается более 200 детей-сирот. Ежемесячно ребята получают дополнительную стипендию, и не из госбюджета, а лично от президента университета. Кроме того, студенты обеспечиваются бесплатными местами в общежитиях, талонами на питание, книгами и всем необходимым для успешной учебы. В профтехучилищах, входящих в состав НУ «ОЮА», учится около 60 процентов детей с ограниченными возможностями и детей-сирот.