На днях одесского губернатора Михаила Саакашвили обвинили… в сепаратизме. По мнению одного из народных избранников, предлагаемый грузинским легионером пакет реформ по развитию Одесского региона с перспективой на общеукраинский уровень попыхивает не только плагиатом, но в некоторых позициях – «чистой воды сепаратизм». Ну, не понравился даме из парламента Саакашвили, то ли сильно напирает на полусонное украинское общество, то ли чьи-то бизнес-схемы поломал… сразу же получил ярлык «сепаратист». В этой связи вспоминается еще один, с точки зрения псевдопатриотиче
Стойте, ребята, а вы хоть разобрались, что именно предлагает сделать Кивалов? Вы его законопроект читали? Вы изучали историю создания зоны свободной экономической деятельности в Одессе? Вы вообще знаете, что такое СЭЗ и где они применяются? Нет?! Тогда, почему такой вой стоит? Вам не нравиться лично Кивалов, или вы выполняете чей-то заказ? Так и скажите! Зачем же городить огород. Людей вводить в заблуждение страшными обвинениями.
Итак, на правах такого же дилетанта от науки и политики попробую разобраться, в чем же обвиняют нардепа Сергея Кивалова, и что же такое страшное он предлагает.
Даже для бабушки Мани, почтенной пенсионерки, ясно как в Божий день, что наша страна переживает глубочайший экономический (не говоря уже о политическом) кризис. Любой маломальский истинный патриот нашего государства должен искать пути выхода Украины из этого тупика, нащупать рычаги влияния на изменения экономических процессов.
Сергей Кивалов, как не только юрист-практик и политик с многолетним позитивным опытом работы предложил всем нам не выдумывать велосипед, а просто хорошо изучить опыт наших предков и новые тенденции в развитии современной мировой экономики. В качестве удачного примера, по мнению не только Сергея Кивалова, но и многочисленных экономистов, примера выхода страны из глубокого экономического кризиса является учреждение на отдельно взятых территориях зон свободной торговли.
Одесса уже имеет в своем историческом багаже яркий пример экономического взлета – работа зоны «порто-франко». Фактически, своим нынешним международным торговым значением Одесса обязана своему «порто-франко». Зона свободной торговли была учреждена в 1817 году и действовала с незначительными перерывами до 1859 года.
«То есть – свободного порта, в черте которого были отменены таможенные пошлины (по современной терминологии, отменены таможенные пошлины, акциз и НДС). Предприниматель мог беспошлинно ввезти товар из Турции, хранить и продать его в Одесском порто-франко, непроданные остатки беспошлинно вывезти обратно. Также беспошлинно можно было ввозить, хранить и перерабатывать в черте «порто-франко» товары из других зарубежных стран. Итогом стало то, что за первые 5 лет существования порто-франко Одесса вышла в пятерку самых процветающих городов Центральной и Восточной Европы», - отметил в одном из многочисленных своих выступлений народный депутат Украины Сергей Кивалов.
Режим беспошлинной торговли сразу сделал город одним из мировых торговых центров. Это плохо? Нет, скажут все здравомыслящие люди, это был удачный эксперимент. И пошли на этот эксперимент наши предки, изучив уже существующий на тот момент положительный опыт других стран. Прототипами современных СЭЗ можно назвать и греческий остров Делос, где еще в 166 г. до н.э. приезжие купцы были освобождены от пошлин и выполнения административных формальностей, и итальянский город Ливорно, где в 1587 году купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами, и портовые города Генуя, Венеция, Марсель, где возникли первые районы порто-франко, и свободный порт Гамбург, и старые Ганзейские города – Любек и Данциг, и СЭЗ на Гибралтаре в 1704 году. К слову, параллельно Одесскому «порто-франко», в 1819 году в Сингапуре и в 1848 году в Гонконге «раскручивались» свои СЭЗ, деятельность которых и стала основой знаменитого «восточного экономического чуда».
Еще один пример: в 1980 году в Китае были образованы сразу четыре однотипные СЭЗ, цель которых - протестировать инновационную политику, которую планировалось внедрить в дальнейшем в других регионах страны. Зоны были расположены в Шенжене, Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и в Ксиамене (провинция Фуджиан). Когда экономика Китая стала открытой для международной торговли и инвестиций, деятельность СЭЗ сразу принесла результаты. В 1981 году на долю четырех СЭЗ пришлось 60% притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Китай, причем 51% ПИИ пришлись на долю зоны, расположенной в Шенжене, на остальные зоны – приблизительно по 3% совокупного притока ПИИ в страну. Спустя 3 года на долю СЭЗ все еще приходилось 26% от совокупного ПИИ, полученного государством. К концу 1985 года 20% совокупных прямых иностранных инвестиций (около 1,2 млрд. долларов) приходилось на четыре СЭЗ. Китайские вложения в СЭЗ были значительно выше, чем инвестиции иностранцев. И, прежде всего, они осуществлялись в инфраструктуру и предприятия. Когда стал очевиден положительный опыт работы первых СЭЗ, аналогичные благоприятные режимы деятельности были обеспечены предпринимателям в 14 прибрежных городах Китая, потом – и в других регионах страны.
Стремительный рост экономики Китая в последние три с половиной десятилетия не имеет аналогов в мире. С тех пор как Китай принял политику «открытых дверей» и начал проводить реформы в 1978 году, ВВП Китая стал расти в среднем на 9% ежегодно. Еще боле быстрыми темпами возрастал объем экспорта государства. Значительно вырос и показатель ВВП на душу населения.
Сегодня в мире функционирует несколько тысяч свободных экономических зон.
Называются они по-разному, в зависимости от организационных форм и целевого назначения: «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны свободной торговли», «свободные банковские зоны», «промышленно-торговые зоны», «технико-внедренческие зоны» и т.д. Однако при всем подобном терминологическом разнообразии речь идет, по существу, об одном и том же явлении – создании хозяйственных анклавов, имеющих беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенную обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории страны, тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала. По определению экспертов ООН, «СЭЗ – ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот». Международная Киотская конвенция (1979 г.) «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» определяет сегодня понятие СЭЗ как части территории государства, выведенной за рамки таможенных границ, в которой любое передвижение товаров и денег не подвластно административному или какому-либо иному контролю.
Мысль не потеряли? Сепаратизм усмотрели в определении ООН?! Нет! Вот и Кивалов тоже, судя по его же высказываниям и законотворческой деятельности, как раз и ратует за «тесную связь с мировым рынком и активное привлечение иностранного капитала».
К слову, с инвестициями у нас, и в стране, и в регионе, и городе, в последнее время как-то не складывается. Одной из главных социально-экономических проблем Одессы стал отток инвестиционных средств во второй половине прошлого года. Об этом рассказал в ходе презентации программы социально-экономического развития Одессы в 2016-м году директор департамента экономического развития Одесского городского совета Дмитрий Рагулов. По его словам, на конец декабря прошлого года общий инвестиционный портфель Одессы составил почти 1,5 миллиарда долларов, за год он «похудел» на 70 миллионов. Повысить инвестиционную привлекательность и Одессы, и Одесского региона, и Украины можно, только с помощью экономического эксперимента. Возвращаясь к законотворческой деятельности Сергея Кивалова, следует отметить, что, по его убеждению, введение экономической зоны со специальным статусом привлечет в Одессу инвестиции. Это означает — резкое развитие море-хозяйственного комплекса, порта, пляжного туризма, гостиничного бизнеса и т.д. А это — несколько десятков тысяч рабочих мест с достаточно высокими зарплатами. «Еще один из главных факторов, который убеждает меня в том, что «порто-франко» очень нужен - это восстановление доверия к Украине, как стране, в которую можно и нужно инвестировать. Это развитие региона, развитие страны и становление ее международного имиджа, как государства, с которым можно иметь дело. В общем, в «порто-франко» я пока не вижу никаких минусов. Главное, чтобы чиновники не загубили эту идею», — подчеркнул С. Кивалов.
«В качестве элементов режима свободной экономической зоны можно обсуждать:
- Безвизовый режим или автоматическую продажу виз на границе для граждан всех иностранных государств, с которыми Украина намерена торговать, на 2 недели;
- Снять таможенный контроль на внешней черте свободной экономической зоны;
- Налог на прибыль по ставке 3% на 10 лет, потом 7% еще на 10 лет;
- Освобождение от налога на недвижимость;
- Ограничение остальных сборов общим порогом в 3%.
Территория «порто-франко» должна быть достаточной. Желательно включить все перспективные портовые и производственные площади в Одессе и Ильичевске, площади перспективных пригородов под склады и переработку, участки побережья под отдельно-рекреационную застройку. Полностью включить в черту «порто-франко» действующие и перспективные площадки для оптовых и оптово-розничных рынков и подъездных-подвозных путей к ним из-за границы, а также территории нескольких аэропортов, которые предстоит реконструировать. Для этого провести полную инвентаризацию неиспользуемых промышленных площадей, которым нужно дать новую жизнь», - отметил народный депутат.
Я специально даю такие большие цитаты Кивалова, чтобы люди, которые умеют читать и вчитываться в текст увидели, наконец, что народный депутат Сергей Кивалов не преследует цель что-то у кого-то откусить, отломать, присвоить. Нет, как Государственник с большой буквы он мечтает, чтобы Украину знали и уважали во всем мире как экономически сильное, инвестиционно-привлекательное и надежное государство. И в этом Сергей Кивалов, как истинный патриот Одессы видит предназначение нашего великого Города!