Информация к новости
24-03-2016, 14:19

Рекомендации Европарламента по совершенствованию работы Верховной Рады, или куда ведет «дорожка Кокса»?

Категория: Новини / Політика / Аналітика


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Рекомендации Европарламента по совершенствованию работы Верховной Рады, или куда ведет «дорожка Кокса»?

Европарламент и Верховная Рада Украины одобрили рекомендации, содержащиеся в плане экс-президента Европарламента Пэта Кокса, в результате которых, в Украине должен возникнуть европейский парламентаризм.

По этому поводу даже сделано совместное заявление президента Европарламента Мартина Шульца и председателя ВР Владимира Гройсмана, в Брюсселе в рамках "Украинской недели" в Европарламенте.

Европейские рекомендации Верховной Раде состоят из 52-х рекомендаций украинской Верховной Раде, после реализации которых, она станет, по-настоящему, европейской.

Деполитизация законотворческого процесса ЕП предлагает ряд мер, которые должны направить Верховную Раду в русло законотворчества, а не политических разборок.

Очевидно, что авторы доклада не до конца понимают реалий украинского PR-парламентаризма и так по порядку:

Во-первых, на Согласительных советах определять повестку дня и осуществлять внутрикоалиционный диалог, а не делать политические заявления, не пуская на заседания журналистов, при этом в начале плана говорится, что представленные мероприятия сделают Раду более открытой, без журналистов это как?

Во-вторых, предсказываю, что политические заявления на заседаниях Согласительного совета делаться все равно будут просто в другой форме, тексты этих заявлений, заранее подготовленных пресс-службами, будут все равно раздаваться журналистам.

В-третьих, законопроекты перед регистрацией должны проходить проверку на предмет соответствия регламентным нормам. Задумка европейских авторов состоит в том, чтобы исключить регистрацию проектов заведомо неприемлемых - «идеологических», откровенно популистских законопроектов, которые пишутся под избирательные компании, без надежды, что за них кто то будет голосовать.

Строго говоря, соответствующая организация в аппарате ВР имеется это Главное научно-экспертное управление, но: оно анализирует уже зарегистрированные проекты; и к большому сожалению, эти выводы читаются и, тем более, учитываются крайне редко.

Уверен, что каждая попытка противодействия регистрации бессмысленного законопроекта будет подвергаться жесточайшей политической критике перерастающей в очередную, шумную PR-кампанию.

Антикоррупционная политика, европейские товарищи почему-то прямо о коррупции не написали, хотя имеется в виду именно это.

Например, предлагается, чтобы перед подачей Кабмином нового законопроекта в профильный комитет подавалась, сначала, его концепция.

Логичным является то, что инициатор проекта сначала заявил о поставленной цели. Тогда у депутатов появляется возможность обсудить альтернативные варианты достижения этой цели.

Предлагается также ввести ограничение в подаче депутатских запросов, а также регистрировать их и публиковать в прессе.

При этом, в документе отмечается: "многие органы (…) считали, что много запросов и обращений были мотивированы факторами, не связанными с интересами Украины, включая вопросы, которые касаются деловых интересов и вопросы отдельных избирателей". Хотя могли прямо не написать, что для народных депутатов запросы это способ обеспечения интересов своего или дружественного бизнеса.

"Электронный парламентаризм" – предлагается гражданам комментировать законопроекты и наблюдать за прохождением законопроектов всех инстанций.

В наших условиях это мало что меняет, мы и так знаем, как закон о местных выборах был отредактирован в АП до состояния полной неузнаваемости. И что это поменяло? Пиарясь депутаты и так все нам рассказывают.

Авторы доклада назвали практику снижения зарплат депутатов популистской и создающей коррупционные риски. Также обеспокоенность вызывает слишком большое число помощников депутатов на общественных началах. Не знаю, снизят ли количество помощников депутатов на общественных началах, но зарплату поднимут точно.

Евроинтеграция, авторы доклада озаботились сложными отношениями внутри коалиции и статусом оппозиции. И попытались принять участие в их урегулировании тоже. Нынешняя коалиция ЕС полностью их устраивает, однако существующие механизмы диалога (Согласительный совет и Совет коалиции) авторам документа не нравятся.

В отношении оппозиции отмечено, что в Украине отсутствуют законы, которые бы описывали права оппозиции. Как будто в нашей стране вообще может существовать оппозиция! Видно европейцам невдомек, что оппозицией у нас именуются провластные силы, не допущенные в состав коалиции по чисто личностным мотивам.

Обошли авторы стороной тему – как именно будет состав украинских коалиций утверждаться в Брюсселе в дальнейшем и обязательно ли для формирования этих коалиций проводить выборы в Украине?

 

Моральный облик украинского депутата вызывает у европейских наблюдателей опасения! Только вот как признать, что на волне "революции достоинства" (с превознесения которой доклад начинается) в Раду попали люди, которых нельзя пускать не только в парламент, но и в другие общественные места. Предлагается дать председательствующему право отстранять депутатов от участия в работе Рады (он это право, кстати, имеет) и даже штрафовать их. И даже ввести институт парламентских приставов. Необходимо также принять Кодекс поведения народного депутата, что, безусловно, окажет самое благотворное влияние на их моральный облик, независимо от того, есть у них справка от психиатра или нет.

И, самое, на мой взгляд, главное – борьба за отмену депутатской неприкосновенности окончена! Европейцы считают, что неприкосновенность отменять ни в коем случае нельзя…

Рекомендации предлагают нам перенять европейскую практику принятия основной массы решений большинством от кворума и только самых важных – большинством. Для изменений Конституции предлагается оставить нынешнюю норму "сверхбольшинства", что, очевидно, преследует чисто практические цели – для введения этой практики все равно надо вносить изменения в Конституцию, но раздел, где описана технология изменения Конституции, можно менять, но только по решению референдума…

Судя по всему, нас таки приняли в европейскую семью. После внедрения этой нормы европейцы будут удивляться, как это можно не допускать в сессионный зал "неправильных" депутатов силой и принимать решения без оппозиции вообще.

Впрочем, в 2014 году европейцы против такой практики не возражали, по-моему. Кстати, европейцам понравилась практика сигнальных голосований, которые, по их мнению, позволяют выяснить, есть ли голоса для принятия законопроекта. Похоже, они не подозревают, для чего они на самом деле предназначены… Более того, они, кажется, не знают и о том, что надлежит делать с законопроектами, принятие которых не поддерживается большинством депутатов Рады.

Подводя итог вышеизложенному, отмечу 52 рекомендации Кокса, несмотря на бравурные заявления, не только не позволит улучшить работу парламента, но и создаст опасные прецеденты в стране победившего пиара. Хотя позволят сократить количество комитетов ВР, повысить зарплату народных депутатов и самое главное - сохранить депутатскую неприкосновенность.

 




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.