Жителям Бессарабии «политики», политиканы и мастера самопиара все уши давным-давно прожужжали о срочной необходимости капитального обновления стратегической трассы «Одесса – Рении». О том, что меры по возрождению дороги, без которой в южных районах области буквально нет жизни, принимаются, средства – изыскиваются, а работы едва позволит весенняя погода, вот-вот начнутся ими говорено-переговорено…
Этими словесами, если их материализовать во что-то ценное, наверняка можно было бы накрыть немалую часть дорожного полотна! Но дорожный «воз» проблем и ныне там. Там, где был – без реального движения. Когда тронется и с чьей подачи – вопрос. Да только ли по этой дороге?
С противоположной стороны в областной центр ведет трасса М-28 «Одесса – Южный». Тоже международная и имеющая государственное значение. Кроме того, что ее 49-ть километров соединяют два крупнейших промышленно-портовых узла, она пролегает через села Коминтерновского района: Лески, Григорьевку, Фонтанку, Новую Дофиновку, Новые Беляры, Визирку, Вапнярку, поселок Черноморское. В них – десятки, если не сотни, тысяч жителей.
Дорога давно не справляется с потоком транспорта – в сутки по ней проезжает порядка 20 тысяч грузовых и легковых автомобилей. Со времен преодоленного коммунистического режима она не видела капитального ремонта,
а только ямочный, по сути – временный. Бесхозяйственность, безответственность, «закатывание денег» в асфальт и разбрасывание их на ветер привели к тому, что по своему техническому состоянию международная М-28 не отвечает никаким критериям вообще. Больше 80% дорожного полотна пришла в негодность: ямы, выбоины, ухабы покрыли чуть не каждый ее метр, объехать их крайне сложно, а иногда и опасно. В аварийном состоянии находятся и обочины, а также проезжая часть моста на 22-ом километре. Словом, дорога нуждается в капитальном, комплексном ремонте и реконструкции. Ее необходимо расширить, установить освещение, светофоры, остановочные комплексы.
Несколько лет назад для этого был сделан специальный проект, предусматривающий расширение проезжей части на всем протяжении трассы до четырех полос, организован тендер на ведение работ. Они даже начались по обочинам, но экономический кризис обвалил гривну, денег не стало. Ремонт с реконструкцией заглохли на обочине…
И вот 6 октября минувшего года Интернет-издание «Думская.net» сообщает приятную новость: «Игорь Учитель: «Мы начинаем капитальный ремонт дороги «Одесса-Южный» (политическая реклама)». В ней со ссылкой на президента ПАО «Одессагаз», депутата Одесского областного совета Игоря Учителя сообщалось: «…Инициатором ремонтных работ выступил депутат Одесского областного совета Игорь Учитель. В ходе рабочей встречи депутат обсудил необходимость капитального ремонта дороги с главами местных поселковых советов и депутатами. Во время встречи было подписано общее обращение на имя начальника Службы автомобильных дорог Одесской области Батурина Виталия Николаевича. В обращении изложена вся суть проблемы, а также требования провести капитальный ремонт международной автодороги государственного значения М-28 «Одесса-Южный».
Сергей Удалов был настроен уверенно и оптимистично:
Со времени того обращения и информации о нем прошло более шести месяцев. И что же сдвинулось с обочины дороги?
В январе 2016 года на сайте Министерства инфраструктуры был опубликован перечень дорог, подлежащих ремонту в наступившем году. Трассы М-28 в этом списке не было. В марте вышел обновленный перечень уже с указанием трассы «Одесса – Южный». Но оказалось, что указанная конечная точка ремонта («30-й километр») – это не город Южный, а Григорьевский маяк.
По информации издания «Repost. Новости города Южного», цитирующего заместителя городского головы Людмилу Паскаль
5 января городской совет Южного получил ответ из Министерства инфраструктуры, о недостаточности финансирования. Попытка получить государственную субвенцию на ремонт трассы государственного значения оказалась неудачной.
Следующим этапом поиска средств стала инициатива местной власти ремонтировать дорогу за счета предприятий промышленного узла Малого Аджалыкского лимана. 1апреля Южненский городской голова Владимир Новацкий провел совещание с руководителями подразделений ОПЗ, порта «Южный», предприятия «Дельта Вилмар» и представителями Областной государственной администрации по этому вопросу в Администрации порта "Южный".
И получил отказ. По информации издания «Re:пост», причина такого решения в том, что часть предприятий находятся в государственной собственности и работают по утвержденному финансовому плану (это – Одесский припортовый завод, порт «Южный», Администрация портов). "Дельта Вилмар", "ТИС", "Бориваж" мотивировали свой отказ тем, что платят налоги.
А уже 5 апреля в Одесской областной государственной администрации под председательством заместителя главы Владимира Жмака было принято решение о финансировании проведения ремонтные работ на части дороги из местных бюджетов. В складчину объединят усилия: Коминтерновский район (4 миллиона гривен), Новые Беляры
(1 миллион), Сычавка (500 тысяч), "Облавтодор" (1 миллион), город Южный (6 миллионов гривен). Сельский совет Визирки отказался принимать участие в софинансировании ремонта автодороги. В связи с этим бюджет Коминтерновского района взял на себя часть расходов, запланированные ранее на Визирку. Всего будет потрачено 12 миллионов 500 тысяч гривен, а работы начнутся в апреле-мае текущего года.
Работы на части дороги «Одесса – Южный» действительно могут сдвинуться с обочины в реальные ближайшие сроки. Дело будет, а где ж г-н Учитель? Причем к поиску источников финансирования, решению многочисленных организационных проблем, предшествующих их проведению Игорь Леонидович, возглавляющий далеко не бедное и не государственное предприятие-монополист «Одессагаз» и его команда, «начавшая» на словах капитальный ремонт еще осенью года прошедшего? Президент ПАО всерьез думает, что он выступил инициатором его проведения только на основании того, что подписал лишь ОДНУ бумагу? Что это было: то ли обращение, то ли просьба, то ли требование провести и без нее для местных громад очевидные первоочередные работы в неопределенное, как сказано в бумаге, «ближайшее время»? И где посильный конкретный финансовый вклад господина Учителя вместе с его командой в благое для местных громад и государства дело?
Или весь он для него лично в той инициативе, что находится в скобках названия информации на «Думской»: «Политическая реклама»?