Арест украинского капитана судна "AVANT GARDE" (IMO 8107036), которого задержали 23 июня в Шри-Ланке по подозрению в перевозке оружия, продлили до 18 июля, сообщил портал fleetmon.com.
Само судно задержали Военно-морские силы Шри-Ланки 6 октября прошлого года. На его борту обнаружили стрелковое оружие и боеприпасы к нему.
В компании "LANKA MARITIME SERVICES LTD", которая является судовладельцем, заявили, что оружие на борту судна находилось в полном соответствии с международными и внутренними законами. Кроме того, о данном грузе заблаговременно были оповещены соответствующие органы. Само судно "AVANT GARDE" является плавучей базой для охранников, обеспечивающих конвоирование судов гражданского флота в пиратоопасных районах.
Повторяется история с "Seaman Guard Ohio", вот уже третий год экипаж и охранников которого удерживает Индия. Как мы уже писали, экипаж из 10 человек: 2 гражданина Украины и 8 Индии. 25 охранников: 14 Эстония, 6 Англия, 4 Индия и 1 Украина, арестованы. Им грозит довольно длительное тюремное заключение за точ, что они отбились от нападения морских питаратов! Судно «Seaman Guard Ohio» (плавучая охранная база), следовавшее под флагом Сьерра-Леоне и принадлежащее американской компании AdvanFort, было задержано индийскими властями в октябре 2013 года. Экипаж и группа охраны судов от пиратов была вынуждена изменить маршрут, уходя от шторма, судно и все кто был на тот момент на борту, были задержаны и арестованы.
В этой связи необходимо напомнить о работе, которую предпринимает народный депутат Украины, основатель Украинской морской партии Сергей Кивалов по обеспчению прав моряков-подфлажников.
Ведь ни для кого не секрет, что на сегодняшний день судьба украинских моряков, как, впрочем, и необходимость возрождения морского флота, практически не интересует ни чиновников, ни депутатов. При этом, сами украинские моряки до сих пор не имеют надлежащей правовой защиты за рубежом. В основном это происходит из-за того, что Украина не ратифицировала Международную конвенцию о труде в морском судоходстве.
Благодаря вмешательству Сергея Кивалова смогли вернутся домой украинские моряки, находившиеся в течение трех месяцев под арестом в Конакри (Гвинея). Сергей Кивалов встретился с женами моряков и направил соответствующий депутатский запрос в Министерство иностранных дел Украины о необходимости принятия мер по освобождению моряков, безосновательно задержанных в порту Конакри. Депутатский запрос касался необходимости ратификации Конвенции МОТ 2006 года «О труде в морском судоходстве». К делу подключились дипломатические службы и благодаря этому украинцы смогли вернуться на родину.
По просьбе Всеукраинского Объединения крюинговых компаний народный депутат инициировал создание рабочей группы по оказанию бесплатной юридической помощи морякам при Юридической клинике. И вот появились первые результаты работы созданной группы. Специалисты в области международного права, которые входят в рабочую группу, детально изучили вопрос, так называемой «трудовой миграции», ведь нередко наших моряков, которые из-за отсутствия собственных судов вынуждены идти работать под чужой флаг, приравнивают к трудовым мигрантам со всеми вытекающими последствиями. Был подготовлен ответ руководству Всеукраинского Объединения крюинговых компаний с подробным разъяснением положений Закона Украины «О трудовой миграции». В частности, в данном законе не содержится исключений в отношении украинских моряков из числа трудовых мигрантов. И таким образом, моряки, работающие на судах под иностранным флагом, отнесены к категории трудовых мигрантов, в соответствии с украинским законодательством. Так, Закон Украины «О занятости населения» определяет, что «трудовая миграция» - это перемещение лица, связанное с пересечением государственной границы или границ административно-территориальной единицы с целью поиска работы. В свою очередь Закон Украины «О внешней трудовой миграции» устанавливает, что «трудовой мигрант» - это гражданин Украины, который выполнял, выполняет или будет выполнять оплачиваемую деятельность в государстве пребывания, не запрещенную законодательством этого государства.
Что же касается международного права, то наиболее универсальным международно-правовым документом, регулирующим этот вопрос, является международная Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей».
В ней под понятием «трудящийся – мигрант» подразумевается лицо, которое занимается оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого этот работник не является и проживает временно или постоянно. Отметим, что данная конвенция Украиной не ратифицирована. В свою очередь, в рамках данного документа, термин «моряк» (который охватывает также и рыбаков) определяет трудящегося-мигранта, нанятого для работы на судне другого государства, гражданином которого этот работник не является.
Следует отметить, что в данный момент рабочая группа по оказанию юридической помощи морякам при Юридической клинике готовит экспертные заключения по ряду важных вопросов, чтобы понимать, как наиболее эффективно защитить интересы моряков.
Экспертное сообщество, которое работает над выработкой рекомендаций в рамках рабочей группы, очень авторитетное. В него входят известные специалисты в области международного, в том числе морского права, а также студенты и аспиранты Национального университета «Одесская юридическая академия» и Международного гуманитарного университета.
Примечательно, что юристы занимаются не только, что называется бумажной работой, но и оказанием срочной помощи, каждому конкретному моряку, попавшему в затруднительную ситуацию. В качестве примера можно назвать недавний случай, когда трое украинских моряков, членов экипажа судна «Anuket Emerald», были арестованы в Нигерии, и им грозило длительное тюремное заключение. Моряков вернули на Родину.