Інформація до новини
26-07-2016, 10:53

Лавры победителям: итоги ОМКФ-2016

Категорія: Новини / Авторська колонка / Історія та суспільство


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Лавры победителям: итоги ОМКФ-2016

В субботу в Одессе завершил свою работу 7-й Международный кинофестиваль. Девять насыщенных дней, когда, казалось весь город жил одним кинематографом, позади. Свернута красная дорожка у Оперного, опустели площадки Фестивального дворца  и Фестивального центра,  уехали  курсировавшие между ними шаттлы, отгремели музыкальные фестивальные ритмы в пляжном клубе «Мантра», сняли фирменные красные майки 240 волонтеров фестиваля,  разъехались многочисленные гости и аккредитованные журналисты.  

И главное – оглашены конкурсные итоги. Хотя итог фестиваля, по-моему, очевиден: всплеск интереса к кино, и к украинскому в том числе. Впервые в этом году пришлось дважды демонстрировать украинскую ленту Национальной конкурсной программы – «Моя бабушка Фани Каплан» режиссера Алены Демьяненко, чтобы  его увидели все желающие, так как на первом показе для них не хватило не только кресел, но и ступенек. Утром ли, днем или вечером, едва заканчивался просмотр очередного фильма, как выстраивались длинные очереди на следующий. Полные залы и полные урны с результатами голосования на конкурсных просмотрах. Организаторы Одесского кино-форума намерены в связи с этим к следующему году увеличить и расширить фестивальные площадки.

Итак, кому же достались на этот раз золотые статуэтки Золотого Дюка?

Обладателем Главного приза ОМКФ – Гран-при по результатам зрительского голосования  стал британский фильм «Тот, кто горит, горит, горит…» Чании Баттон. Честный, добрый, сентиментальный, жизнеутверждающий «Burn, burn, burn» и его герои с извечным поиском смысла жизни заставили зал смеяться и плакать, оставив щемящее чувство невероятно хорошего послевкусия, состояния радости и беспричинного счастья. Лента Чании Баттон задела всех за живое, кажется, что режиссер, в каждодневной суете выделив главное, знает нечто важное о сути нашего бытия.

«В этом фильме не много денег, но много нашей любви. Для нас это невероятно важная награда. Именно зрители, которые идут на фильмы без огромной промо-кампании, вдохновляют нас на создание новых картин»,– признался продюсер фильма-победителя Дэниэл-Конрад Купер,  получая награду.

Лучшим украинским полнометражным фильмом стала картина «Гнездо Горлицы» режиссера Тараса Ткаченко. История, увы, типичная в наше время и для нашей страны. «Заробитчанка» Дарья из маленького буковинского села, чтобы прокормить свою семью в Украине, вынуждена отправляться на заработки в Италию. На эти деньги безработный муж строит новый дом, а взрослая дочь получает образование.  И родные только могут догадываться, через какие унижения  приходится проходить  героине, как  ей достаются желанные евро. Пока Дарья зарабатывает деньги за границей, ее семья дома постепенно распадается.

Режиссер фильма, Тарас Ткаченко, рассказал, что в небольшом селе Вишниці Черновицкой области, где проходили основные съемки картины, в 14-ти из 18 дворов члены семей находятся на заработках в Италии – сиделками, прислугами, няньками, помощницами по дому. Работы на родине нет и не предвидится, а те небольшие деньги, которые платят гастарбайтерам на Западе, позволяют как-то жить.  Но жизнь ли это, когда живущий рядом мужчина вызывает презрение и стыд, когда некогда гордая женщина в чужой стране становится бессловесной рабыней, когда с таким трудом возводимый дом на песке, начинает крениться и падать. Но авторы фильм, оставляя зрителям право домыслить завершение истории, все же убеждены: на чужбине счастья не найти, его нужно обретать на родной земле.

«Этот фильм изменил мою жизнь. Я поехала в Винницу одним человеком, а вернулась совершенно другим. Хочу пожелать всем, кто создает кино, испытывать такие же чувства»,
– поделилась исполнительница главной роли актриса Римма Зюбина, получая награду «Золотого Дюка».

Международное жюри во главе с Кристофером Хэмптоном назвало имена призеров в категориях Лучший фильм, Лучший режиссер и Лучшая актерская работа.

Лучшим фильмом Международного конкурса 7-ого ОМКФ стала картина «Незаконные» румынского режиссера Адриана Ситару. Семейная кино-драма с инцестом,  незаконной любовью брата и сестры, проблемы отца-врача, над которым нависают тяжелые обвинения, – стала для всех членов жюри однозначно лидером, и у них даже не возникло разногласий, кому отдать пальму первенства. Награду из рук главы Международного жюри Кристофера Хэмптона получили главные герои фильма Алина Григоре и Робби Урс. Они рассказали, что творческий процесс отличался особой техникой подготовки актеров: закрытые в одном доме на протяжении 10 дней, они должны были проживать жизнь своих персонажей.

«Это началось как эксперимент, мы исследовали концепты правды и истины. Работа над этим фильмом заняла 3 года, бюджет составил 7 тысяч евро»,
– рассказали актеры. Вот, оказывается, на какие малые деньги можно снять лучший фестивальный фильм.

Приз за лучшую актерскую работу получили сразу две исполнительницы главных ролей немецкого фильма «Привет из Фукусимы» Розали Томасс и Каори Момои. Сюжет ленты, в которой ключевое слово – название печально известной префектуры Японии после аварии на АЭС,– прост. Мари приезжает в Японию по программе психологической помощи людям, спасшимся после аварии на атомной станции, которые живут во временном поселении. При этом самой Мари, переживающей личную драму, нужна помощь. И она принимает неожиданное решение – помогать пожилой японке Сатоми, последней гейше, которая вернулась восстанавливать свой разрушенный дом в зоне отчуждения.

Звания лучший режиссер был удостоен француз Ксавье Серон за фильм «Смерть от смерти», мечущийся герой которого из-за больной матери обуреваем навязчивой идеей о собственном конце. Трагикомедия с черным юмором и философско-религиозным звучанием, конечно, заставляет зрителей задуматься о бренности и скоротечности жизни, но особенных переживаний и сочувствия как-то не вызвал.

Куда ближе для нас был фильм, демонстрировавшийся в рамках секции «Специальные показы» «Родные» Виталия Манского. Уроженец Львова, выпускник ВГИКа, гражданин России, рожденный в СССР, украинец Виталий Манский, с болью восприняв происходящее на Донбассе, в 2015 году переехал из России в Латвию.

В документальной ленте «Родные» автор, путешествуя по Украине, исследует украинское общество после революции на Майдане на примере собственной семьи, члены которой проживают во Львове, Одессе, на Донбассе и в Крыму.

Режиссер пытается разобраться в причинах конфликта между Украиной и Россией, в результате которого граждане одной страны оказались по разные стороны баррикад, в том числе, и его собственная семья.

«Мы рассказали историю, которая здесь, в Украине, всем кровно близка. В конечном счете, все кто сидит в зале, это — родные»,
 — отметил российский кинорежиссер Виталий Манский после просмотра на встрече со зрителями.

Золотого Дюка за Лучший европейский документальный фильм, это новая секция ОМКФ в этом году, увез с собой французский режиссер Шарль Редон за фильм «В Калифорнии». А фильм «Мой друг Борис Немцов» в этой номинации был отмечен специального диплома жюри. 

Срез фильмов в разных секциях и программах дает понять, о чем сегодня размышляют кинематографисты: не шутят (ни одной комедии), не заглядывают в будущее и прошлое, а погружены в глубокие проблемы сегодняшнего дня, по большей части, внутренние, семейные. Тенденция, однако.

Подводя итоги состоявшегося Одесского кинофестиваля, президент ОМКФ Виктория Тигипко дала ему свою оценку.

«В этом году количество картин, представленных на фестивале, увеличилось на 14 процентов. У нас появились новые программы — конкурс европейских документальных фильмов и секция сериалов. Безусловно, важной для нас является бизнес-составляющая, мероприятия которой позволяют оптимизировать процессы и выходить украинскому кинопроизводству на международный уровень»,
отметила Виктория Тигипко и объявила дату нового фестиваля – 14 июля 2017 года.

Президент ОМКФ оставила за скобками то, каково это – организовывать из года в год фестиваль такого масштаба, не снижая ни на йоту его уровень, наоборот, развивая и привнося новые направления.

Но почему-то в этом году, как и семь лет назад, когда все только зарождалось, в СМИ и социальных сетях некоторые блоггеры и журналисты соревновались в стремлении «куснуть» и «пощипать» посильней Одесский кинофестиваль за его слабое место – Красную дорожку, на которую выходят не кинематографисты, а светские персонажи, чиновники и спонсоры. Хочется возразить: известных кинематографистов, да, было мало. Но практически каждый конкурсный фильм, каждый фильм новых секций и специальных показов представляли их авторы, актеры и продюсеры. И если они еще не столь известны широкой публике, – это не причина, чтобы отрицать их существование и право появиться на Красной дорожке. Часто стрелы и пики в адрес ОМКФ метают люди, которым трудно сравнивать его с другими фестивалями, ибо они на них и не были никогда и из Одессы-то редко выбираются. Хочется поинтересоваться: им будет лучше житься, если их усилиями фестиваль в Одессе заглохнет? Мы станем все тогда цивилизованней и культурней? Увы. 

К счастью, другого мнения об ОМКФ были его гости  – члены  жюри оскароносный Кристофер Хэмптон, британский продюсер Ребекка О'Брайен, присутствовавший на церемонии закрытия Посол США в Украине Джеффри Пайетт, признавая высокий качественный уровень фестиваля, ни в чем не уступающего лучшим европейским, работающего на благоприятный имидж города и страны и убеждая лучше всяких доводов.




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.