17 октября 2016 года на заседании коллегиального совещательного органа по вопросам охраны объектов культурного наследия (Координационного совета) при исполнительном комитете Одесского городского совета была рассмотрена учётная документация по комплексу «бельгийских» трамвайных остановок в г. Одессе.
На сегодняшний день в Одессе сохранился 21 «бельгийский» остановочный павильон электрического трамвая. Два из них утратили свой исторический облик. На 19 остановочных павильонов была создана учетная документация. По итогам заседания было решено направить эту документацию в Министерство культуры Украины с целью включения данных объектов в Государственный реестр недвижимых объектов культурного наследия Украины по категории местного значения.
Кроме того, члены Координационного совета одобрили подготовку учетной документации по комплексу старинных цистерн (колодцев), сохранившихся на территории Одессы.
На территории города (без учета Люстдорфа) обнаружены 96 цистерн (колодцев). Из них: 4 лишились своего исторического облика; 5 цистерн - с несохранившимся оголовком; 5 перенесены (сохранились только оголовки).
В ходе заседания совета было принято решение разработать учетную документацию на 82 цистерны (комплекс цистерн (колодцев), которые имеют подземную часть, оголовок и навершие).
После разработки документация будет рассмотрена членами совета и передана в Минкультуры Украины для включения данных объектов в Государственный Реестр недвижимых объектов культурного наследия Украины по категории местного значения.
В дальнейшем планируются реставрация и восстановление данных объектов, а также дальнейшая охрана и поддержание их состояния как объектов культурного наследия местного значения.
Справка №1:
Одесса — один из первых городов в Украине, в котором появился конный трамвай. Договор с бельгийским акционерным обществом был подписан 27 августа 1879 года (ст. ст.), а в 1880 году в Одессе открылись первые линии конки. Историю одесского трамвая можно разделить на два этапа. К первому этапу относятся конный и паровой трамваи, ко второму — электрический трамвай. В настоящее время в Одессе сохранилась трамвайная архитектура именно электрического трамвая (создавались в 1911 – 1915 гг). Архитектор – А.Б. Минкус. Архитектурный стиль – геометрический модерн. К объектам «трамвайной архитектуры Одессы» можно отнести остановочные павильоны, здания депо, электрические подстанции, трамвайные мосты.
Справка №2:
Поиск воды в Одессе начался одновременно со строительством порта. По распоряжению Иосифа Дерибаса в июле 1794 г. началось «рытье колодцев». Уже в 1797 году было сооружено приблизительно двадцать колодцев. Кроме колодцев, в Одессе строились специальные цистерны для сбора дождевой воды. Первое письменное свидетельство о строительстве в Одессе коллекторных резервуаров для воды – цистерн – появляется в 1827 году, когда был сооружен комплекс казарм. Конструкция одесских цистерн была следующей: дождевая вода по водосточным кирпичным или гончарным трубам поступала в резервуар-отстойник, куда сбрасывались первые порции загрязненной воды. Через фильтр из гравия и крупного древесного угля вода поступала во второй – основной резервуар. Все сооружение было устроено из твердой известняковой плиты или бутового камня на известковом растворе. Внутренняя поверхность оштукатуривалась пуццолановым цементом. К концу XIX века большая часть колодцев в Одессе была переделана в дождевые цистерны.