Что было
Чего, собственно говоря, мы все ожидали? В стране, экономика которой на протяжении 2014-2015 гг. упала на 18%, а в 2016 году сможет «отвоевать» жалкие 1-1.5%, тогда как статистическая погрешность составляет 3%. Так что я скорее верю в падение 2%. Банковский сектор в такой ситуации не может продолжать функционировать, как ни в чем не бывало. На фоне гигантской девальвации гривны – объективно не могло не ухудшиться качество банковского портфеля. Когда наша валюта потеряла 2/3 своей стоимости, мы стали свидетелями «банкопада», который длится уже третий год.
«Ни в одной стране мира не давали большим системообразующим банкам вот так взять – и просто «умереть». Их «смерть» должна была привести к огромным проблемам во всем банковском секторе. А значит, еще дальше «притопить» экономику страны. Поэтому с большими банками, подпадающими в разряд «toobigtofail», надо было работать более, чем деликатно. Это не такой банк, который относится к тем 80, которые можно было на протяжении последних нескольких лет «относительно безболезненно» взять и «утопить». У регулятора – глобально - было две альтернативы. Первая – насколько это возможно пытаться «давить» на акционеров и «принудить» их к вливанию капитала в свое «тонущее детище». Но похоже, что это не получилось. По многим – и не только экономическим – соображениям. (Все понимают по каким?) И, вторая – взваливать этот банк «на себя», а значит «на опавшие и усталые плечи» украинских налогоплательщиков. Именно они сейчас оказались владельцами «навязанного им свыше товара», – утверждает Исполнительный директор The Bleyzer Foundation Олег Устенко
Сейчас в качестве дыры ликвидности банка называется сумма 150 млрд. гривен это порядка 5% украинского ВВП должно быть «зарезервировано» на «помощь» этому системообразующему банку. Эта сумма сопоставима с бюджетом украинского оборонного ведомства и даже превышает общий государственный дефицит, с которым страна планировала закончить текущий 2016 год. Иными словами, это сумма, которую заплатят украинцы за долги Коломойского и компании.
Обращает на себя внимание тот факт, что решение о национализации «Привата» не было принято на уровне ни НБУ, ни Минфина. Потребовалась «подписка» от более крупных «игроков» – сначала всего Кабмина, а потом и СНБО. Это говорит о том, что ответственность на себя на более низком уровне никто особенно брать не хотел. Ее попытались разделить с другими.
Что будет
Убаюкивающие речи высоких чиновников не имеют ничего общего с реальностью – смена собственников крупнейшего банка обернется оттоком клиентов из финучреждения, а также резким обвалом гривны.
«Минфин вместе с банком берет под контроль ключевую систему интернет-платежей и расчетов между людьми и предпринимателями. В результате все расчетные и платежные операции без оформления бухгалтерских документов – то есть, проводимые «в серую» – становятся потенциально видны Минфину и его структурному подразделению – Государственной фискальной службе.«Риск приватности» и будет главной причиной оттока клиентов и падения количества платежей внутри системы «Привата» – со всеми вытекающими последствиями – в виде падения ликвидности банка. «Этот процесс ускорится сразу же после появления адекватных альтернатив «Приват-24».Без системы платежей и пополнения счетов через терминалы самообслуживания – казначейство банка становится неоперабельным и не сможет выполнять сначала платежи, затем обязательства. Этот процесс только ускорится с ростом неплатежей по кредитам: крупные заемщики точно будут искать новых договоренностей.
После этого и начнется тот апокалипсис, которым нас пугают — печатный станок, скачок курса и цен. На мой взгляд, падать система будет в течение 2-3 месяцев. Аккурат к марту–апрелю… А там уже и выборы надо будет проводить…Ключевые советы в этой связи: 1. Покупайте доллары 2. Покупайте евро 3. Покупайте любую валюту».
Такой прогноз обнародовал киевский журналист Александр Дубинский, телеведущий канала «1+1» олигарха Игоря Коломойского, бывшего собственника «Привата».
По его мнению, под предлогом национализации «Приватбанка» власти Украины включат печатный станок – якобы, чтобы помочь финучреждению.
«На самом деле, это способ напечатать… гору гривны без контроля со стороны МВФ и необходимости пополнять валютные резервы (сейчас эмиссия идет под заход валюты). Этот сценарий, как раз, говорит об обратном — о том, что договоренностей с МВФ в ближайшем будущем не будет. И реформ, соответственно, не будет тоже.
Да и кто сейчас будет договариваться с этой властью? Но деньги-то им нужны. И нужен способ их эмиссии, с последующей мобилизацией денежной массы в дырявый бюджет.
Поэтому выбрана национализация «Привата» с огромными бюджетными выплатами— прогнозирует Дубинский.
На чем сердце успокоится
Стратегическая задача – «оздоровить банк», а когда украинцы оплатят его «оздоровление», немедленно выставить его на приватизацию. И уже есть претендент в лице ЕБРР.