Превращение полупустыни в цветущий оазис
С давних времен многие путешественники, побывавшие на Крымском полуострове, отмечали его природную разноликость. Южнобережная его часть очаровывала всех красотой лесистых гор и зеркальным блеском Черного моря. Но стоит пересечь горы, как природный ландшафт резко меняется: чем дальше от гор на север, тем скуднее становится растительность, степь постепенно превращается в полупустыню: лишь солеросы да ковыль.
Отсутствие влаги в почве зачастую оставляло крестьян без зерна и кормов для скота. Особо запомнился жителям Крыма 1833 год. Тогда, из-за большой засухи погибли почти все сельскохозяйственные культуры. ( Обратите внимание на дату – 33, жуткое повторение было уже и в ХХ веке).
После той засухи многое ученые задумались, как обезопасить полуостров от повторения подобного бедствия. Ученые – аграрники считали, что при наличии здесь большого количества солнечных, безморозных дней в году, в Крыму можно получать высокие урожаи даже экзотических растений, надо только обеспечить их влагой, которая здесь всегда в дефиците.
И вот тогда основатель Никитского ботанического сада Христиан Стевен предложил построить канал от Днепра до полуострова. Предложение авторитетного ученого не осталось без внимания. Его обсуждали в царском правительстве. Однако из-за отсутствия средств решение было отложено.
Лишь в 1916 году, когда царская семья хорошо изучила Крым, было принято решение о начале проведения изыскательных работ и подготовке к строительству канала от Днепра. При этом рассматривалось три варианта подачи воды на полуостров: переброска воды из Кубани по трубопроводу, по каналу от Днепра или опреснение Азовского моря. Первая мировая война, затем октябрьская революция затормозили работу над проектом.
И лишь в 1950 году правительство СССР приняло решение о строительстве оросительного канала. При этом избрали вариант подачи воды Днепра от Каховского водохранилища.
10 лет велись проектно-изыскательные работы по прокладке Северо-Крымского канала. В июне 1962 года ковш экскаватора вынул первый кубометр грунта из будущего русла канала. Так началась грандиозная стройка по прокладке крупнейшего в Европе оросительного канала, который протянулся на 402 километра. Следует отметить, что прокладка канала проводилась без противофильтрационных экранов, что привело не только к потере воды до 40%, но и к резкому подъему грунтовых вод, засолению почв и подтоплению многих населенных пунктов . Строители канала работали высокими темпами. Важно отметить, что трасса канала проходила по территории, где проходили бои двух войн, поэтому одновременно с ирригаторами здесь трудились и саперы. Они выявляли и обезвреживали мины, снаряды и бомбы, что остались от прошедших боевых действий. На трассе было найдено и обезврежено около пяти тысяч боеприпасов. Были случаи, когда в ковши экскаватора попадали снаряды. К сожалению, не обходилось и без жертв, когда снаряды взрывались в ковше экскаватора, от чего гибли люди и техника.
«Третий штурм» Перекопа
Многотысячный отряд строителей трассы Днепр-Крым работал круглосуточно. Все ждали, когда русло канала достигнет границы Крымской области. А ее уже можно было видеть за многие километры, еще с территории Каланчакского района Херсонской области по насыпи Перекопского вала, который находится на границе Крыма. Это древнейшее в мире оборонительное сооружение. Историки утверждают, что его построили еще сарматы или скифы.
Еще древний историк Геродот, описывая его, сообщил, что Перекопский перешеек соединяет Крым с материковой частью – вал длиной 11 километров. Ширина рва по дну 15 метров, высота 20 метров. Сам ров заполнялся водой от Черного моря до Сивашского залива. Уровень воды здесь был таков, что позволял проходить малым судам. Со стороны морского залива еще и сегодня видны остатки мощного устройства для навеса своего рода ворот, наподобие современных шлюзов. Перекопский вал всегда был надежной защитой полуострова от вражеских набегов.
Этот вал служил мощной защитой Крыма и в наше время. Например, когда войска барона Врангеля отступили в Крым, они считали, что здесь им удастся создать такие укрепления, которые не преодолеет Красная армия. Однако красноармейцы в 1920 году штурмом пересекли Сивашский залив и овладели перевалом. В годы Великой Отечественной войны в 1944 году советские войска снова штурмовали Перекопский вал и освободили Крым от немецких оккупантов. И вот в 1963 году строителям оросительного канала предстояло совершить третий штурм перевала. 17 октября 1963 года в 13 часов 45 минут на границе Каланчакского района Херсонской области прогремел взрыв. Это был мирный взрыв, которым саперы подорвали временную земляную перемычку, и вода Днепра пересекла административную границу Крыма. Это было огромное торжество, в котором принял участие Никита Сергеевич Хрущев.
Приход днепровской воды в Крым позволил орошать почти 140 тысяч гектаров пашни, в том числе 31 тысячу гектаров рисовых систем. В области стало бурно развиваться садоводство, виноградарство и овощеводство. Днепровская вода сыграла важную роль на полуострове в решении проблемы питьевой воды.
И так было до весны 2014 года, когда в поливной сезон через шлюзы головного сооружения Северо-Крымского канала из Каховского водохранилища ежесекундно поступало более 300 кубометров воды.
19 марта 2014 года, как обычно, вода Днепра начала заполнять канал и уже 24 марта пересекла границу Крыма. Однако в этот день в голове канала подачу воды резко сократили, и в Крым поступало всего 4 кубометра воды в секунду. Затем руководители Херсонской области сообщили, что в связи с аннексией Крыма они не будут подавать туда воду. В канале на пути границы насыпали дамбу, и Крым остался без воды.
С этого времени на полуострове вода стала дефицитом. Земледельцы вынуждены были прекратить полив и снова перейти к богарному (неорошаемому) земледелию. Из 134 тысяч гектаров поливать смогли лишь немногим больше 17 тысяч гектаров. А о выращивании риса и говорить не приходилось, ведь на каждый гектар посева требуется более 20 тысяч кубометров воды. Возникли трудности и с питьевой водой. Пришлось срочно перебрасывать из Белогорского и других пригорных районов талую воду. В краткий срок подали воду в канал, по которому раньше днепровская вода поступала на Керченский полуостров. Благодаря этому проблему с питьевой водой и частичным орошением решили. Теперь вспомнили о проекте 1916 года, когда одним из вариантов обеспечения Крыма пресной водой предлагалась переброска воды из Кубани. Осуществление этого проекта позволит на полуострове решить проблему возрождения орошения.
Дамбу построили, а что дальше?
Деньги на новые сооружения потрачены, а вода все равно не пойдет?
Когда Украина в 2014 году решила перекрыть Северо – Крымский канал, возникли не только экономические, но и технические проблемы. Дело в том, что сама система головного сооружения канала рассчитана на пропуск воды 300 кубометров в секунду, а при форсированном режиме объем может составить 500 кубометров в секунду. На такую мощность рассчитаны силовые установки и число обслуживающего персонала. Сокращение подачи воды требует корректировки всех этих параметров. А расходы на обслуживания канала не окупаются выручкой от использования поливной воды земледельцами Херсонской области. Ведь более 80% днепровской воды направляли в Крым. Кроме того, низкий уровень воды в Северо – Крымском канале не позволяет воде поступать на поля Каланчакского и Чаплинского районов. Они вынуждены в эти годы сократить поливные площади, в том числе и риса.
Все это время между Украиной и Крымом велись переговоры о подаче воды на полуостров. В условиях договоренности о подаче воды предусматривалось, что Украина сможет продавать Крыму воду, но для этого необходимо иметь такое сооружение, которое позволяло бы в рабочем режиме вести полный учет воды. С этой целью было решено на месте временной земляной дамбы, которая установлена на границе с Крымом, построить капитальную, железобетонную дамбу с прибором для учета воды.
– Строительство этой дамбы было поручено нам, – говорит главный инженер Одесского объединения дирекции строительства водохозяйственных объектов Лидия Кирим. – На эти цели из госбюджета выделено 53 миллиона гривен. Финансирование велось с задержкой, но мы уже построили основную часть дамбы. Готовы пропускные шлюзы и установка для учета воды. Пока недофинансировано семь миллионов гривен на завершение строительства верхней части дамбы, помещений для охраны и обслуживающего персонала.
Как видим, условия для полного учета воды, подаваемой в Крым созданы, а что дальше?
С этим вопросом я обратился к директору управления Северо-Крымского канала Александру Романову.
– Как обычно в середине марта мы откроем шлюзы головного сооружения канала, и вода начнет заполнять русло канала, говорит директор.
– А будете ли вы подавать воду Крыму?
– Этот вопрос может решить только правительство, наша задача – своевременно и в полном объеме подать воду в канал.
Исходя из того, что председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров заявил, что они будут блокировать подачу воды в Крым, можно предположить, что вода Днепра, как и в прошлые годы, дойдет лишь до дамбы, а затем по-прежнему будет сбрасываться в черноморский залив.
Жители села Чонгар Генического района Херсонской области спросили Чубарова, зачем он блокирует Крым? Ведь там живут и крымские татары, они тоже бедствуют. Тот ответил: пусть крымские татары потерпят.
Вот так…
А между прочим, если бы Украина продавала Крыму воду, то Херсонская область ежегодно получала бы от этого минимум три миллиарда гривен.
А так днепровская вода по-прежнему будет опреснять черноморский залив, а управление Северо – Крымского канала будет работать себе в убыток.