В Национальном университете «Одесская юридическая академия» состоялось заключительное заседание секции высшей школы Одесского обкома Профсоюза работников образования и науки Украины. Повестка дня заседания секции включала ряд актуальных вопросов, связанных как с процессами, происходящими в самом Профсоюзе, так и в целом – в высшем образовании.
В своем докладе «Итоги отчетно-выборной кампании, обобщения критических замечаний, высказанных на конференциях» председатель секции высшей школы Татьяна Страхова не только отметила организованное проведение отчетно-выборной кампании в вузах Одесщины, выборы новых председателей первичных профсоюзных организаций и новых составов профкомов профсоюзных организаций высших учебных заведений города и области, но и остановилась на проблемных вопросах функционирования отраслевого Профсоюза.
В ходе заседания был обозначен ряд стратегических направлений дальнейшей работы. В частности, Профсоюз будет добиваться повышения уровня информированности своих членов о деятельности первичных организаций. Для новоизбранных председателей профкомов и профгрупоргов будет регулярно проводиться учеба. Участники заседания обсудили проблему мотивации профсоюзного членства. Было решено, что при поступлении новых сотрудников или студентов необходимо их сразу приглашать к участию в жизни профорганизации, разъяснять преимущества такого общественного статуса.
На отчетно-выборных конференциях всех вузов на пост председателя Одесской областной организации Профсоюза работников образования и науки Украины была выдвинута кандидатура Нины Дубовик, которая недавно отметила 80-летие.
В своем докладе «Изменения в законодательстве, касающиеся Закона Украины «О высшем образовании», «О научной и научно-технической деятельности: проблемы, перспективы» член секции, председатель профкома НУ «ОЮА» Николай Пашковский отметил как прогрессивность, так и сложность имплементации нового Закона. Докладчик проанализировал законодательные акты, принятые с момента вступления в силу 6 сентября 2014 года Закона Украины «О высшем образовании». За прошедший период Правительство Украины и Министерство образования и науки Украины во исполнение указанного Закона смогло принять только два подзаконных нормативно-правовых акта: постановление Кабинета Министров Украины № 726 от 05.12.2014 г. «Некоторые вопросы реализации статьи 42 Закона Украины «О высшем образовании», которым были утверждены Методические рекомендации по особенностям избирательной системы и порядка избрания руководителя высшего учебного заведения, а также типовая форма контракта с руководителем государственного высшего учебного заведения; и Условия приема на обучение в высшие учебные заведения Украины в 2015 году, утвержденные приказом МОН Украины № 1172 от 15.10.2014 года.
На процесс имплементации нового Закона «О высшем образовании» негативно влияет сложная социально-экономическая ситуация в Украине. Так, Законом Украины «О высшем образовании» были внесены изменения Законом Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» № 76-VIII от 28 декабря 2014 г., которым был исключен подпункт 3 пункта 5 раздела XV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О высшем образовании», предусматривавший обеспечение выплат надбавок к должностным окладам научно-педагогических работников высших учебных заведений государственной и коммунальной формы собственности. С другой стороны, в конце декабря 2014 года предусмотренная Законом «О высшем образовании» финансовая автономия вузов была подтверждена соответствующими изменениями в Бюджетный кодекс Украины.
В данный Кодекс внесли несколько норм, которые позволяют высшим учебным заведениям и научным учреждениям размещать в государственных банках поступления от основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, разрешается размещать на депозитах временно свободные бюджетные средства, полученные за предоставление платных услуг. Однако для реализации указанных положений Закона нужен соответствующий порядок, утвержденный Кабмином. Дальнейшая имплементация нового Закона «О высшем образовании» требует изменений и в Налоговый кодекс Украины.
Таким образом, дальнейшая судьба прогрессивного Закона Украины «О высшем образовании» полностью зависит от имплементации его положений, т.е. внесения соответствующих изменений в действующее законодательство и принятие обновленной подзаконной нормативно-правовой базы.
В ходе обсуждения было предложено инициировать вопрос о минимальном объеме учебной нагрузки, который может установить вуз для научно-преподавательского состава, а также рассмотреть доклад об имплементации нового Закона на отчетно-выборной конференции областной организации. Присутствующие студенты-профактивисты высказались за решение вопроса об обязанности выпускников, обучавшихся за средства государственного бюджета, отработать в государственном секторе экономики, несмотря на то, что такая обязанность данным Законом не предусмотрена.
Среди сложностей имплементации выступающие указали на то, что некоторые новые нормативно-правовые акты противоречат ряду постановлений КМУ. Также на процесс имплементации влияют еще такие факторы: отсутствие обновленного перечня отраслей и специальностей; внутренняя и внешняя мобильность студентов осложняется различием в перечнях дисциплин, изучаемых в разных вузах; перевод студентов с курса на курс при наличии академической задолженности и связанный с этим перевод студентов-бюджетников на контрактную форму обучения; разработка процедуры свободного выбора студентами части учебных дисциплин и наполняемость академических групп; сохранение кадрового состава кафедр гуманитарного профиля в связи с переведением их дисциплин в разряд избирательных; запланированное сокращение госзаказа для региональных вузов. Требуют усовершенствования технологии преподавания магистерских программ научной направленности, а также подготовки аспирантов. Беспокоят преподавателей планы власти безосновательно сократить надбавки за ученое звание и научную степень, что мешает привлечению молодых ученых в вузы. И профсоюзы очень беспокоят уже принятые или планируемые меры правительства по сокращению надбавок и премий, в связи с чем направляются обращения и протесты правительству Украины относительно указанных действий.
Также было заслушано сообщение юрисконсульта Одесского обкома Профсоюза Л.А. Михайлова о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения.
Докладчик обратил внимание на то, что с 1 апреля 2015 года вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 02.03.2015 г. № 213-VIII, которым изменяется порядок пенсионного обеспечения профессоров и преподавателей, получающих, т.н. «научную пенсию» (пенсию, предусмотренную ст. 24 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности»).
Во-первых, данный закон предусматривает, что научная пенсия (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты») в период работы на научно-педагогических должностях выплачивается в размере пенсии по возрасту (вычисленной по Закону Украины» Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»). Кроме того, временно, в период с 1 апреля 2015 по 31 декабря 2015 года, в период работы научного пенсионера (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты») на других должностях (не научно-педагогических) научная пенсия, размер которых превышает 150 процентов прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность (т.е. 1423,50 грн.), выплачиваются в размере 85 процентов от назначенного размера, но не менее 150 процентов прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность. После увольнения с работы выплата пенсии в соответствии с настоящим Законом возобновляется. Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность (т.е. 9490 грн.).
Также докладчик обратил внимание на то, что Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 № 71-VIII Налоговый кодекс был дополнен новым пунктом о включении в налогооблагаемый (налогом на доходы физлиц в размере 15 %) доход физлиц суммы пенсий (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом) или ежемесячного пожизненного денежного содержания, получаемых налогоплательщиком из Пенсионного фонда Украины или бюджета согласно закону, если их размер превышает три размера минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, в части такого превышения, а также пенсий из иностранных источников, если согласно международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, такие пенсии подлежат налогообложению или не облагаются налогом в стране их выплаты.
Участники заседания секции высшей школы обкома Профсоюза приняли решение обсудить эти вопросы в более широком кругу.
Следующее заседание секции пройдет уже в новом составе после проведения отчетно-выборной конференции Одесской областной организации Профсоюза работников образования и науки Украины.