Информация к новости
4-09-2018, 19:00

О’кей, ребята, называйте себя хоть эльфами, только начинайте реально работать!

Категория: Новини / Аналітика


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

О’кей, ребята, называйте себя хоть эльфами, только начинайте реально работать!

Неделю назад, 22 августа 2018 года МИД Украины сообщил об очередном подписании Меморандума о сотрудничестве. И, возможно, событие так и осталось бы рядовым и ничем не примечательным для внимания моих дорогих читателей, но на сайте внешнеполитического ведомства Украины его обозначили не как встречу или заседание, а, не побоюсь этого громкого слова, – церемонию подписания Меморандума о сотрудничестве. Кто же эти важные должностные лица, намеревающиеся сотрудничать с Украиной?

Неправда ли, интересно? Ведь нашей стране как воздух нужны инвестиции и инновации…

Как говорят у нас в Одессе – вы будете смеяться, но Меморандум о сотрудничестве был подписан с Русланой Лыжычко, украинской певицей. И не просто – Меморандум о сотрудничестве, и не просто в торжественной обстановке – церемония, всё-таки. И подписывала Меморандум не просто до боли знакомая во всех местах каждому украинцу Руслана, а, ни много ни мало, Амбасадор возобновляемой энергии.

«22 августа 2018 года в МИД состоялась церемония подписания Меморандума о сотрудничестве между Министерством иностранных дел Украины и Офисом Амбасадора возобновляемой энергии Русланы Лыжичко в сфере продвижения возобновляемой энергии.

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин убежден, что совместная работа МИД и Амбасадора возобновляемой энергии Русланы Лыжичко послужит наиболее полному использованию потенциала альтернативной энергетики в Украине, расширению международного сотрудничества в сфере «зеленой» экономики», – сообщает сайт МИДа.

«Амбасадор возобновляемой энергии» – это, случайно, не из «Властелина колец»?.. «Арагорн, сын Арахорна, князь Дунаданов Арнора, предводитель войск стран Запада, носитель Звезды Севера, обладатель Возрожденного меча и ножен, в которых прячется Возрождённая Молния, непобедимый в битве, исцеляющий прикосновением…» Или из «Гарри Поттера»… В общем, сказочный персонаж.

Подобный феномен использования громких названий, особенно мифологического свойства, в случае, когда реальные результаты деятельности отсутствуют, к сожалению, не так уж и редок. Ну, согласитесь, какой спрос с «Амбасадора возобновляемой энергии»? Помните, как описывал Леонид Филатов подобную тактику на примере Бабы-Яги в своей сказке «Про Федота-стрельца – удалого молодца»:

Я – фольклорный элемент,

У меня есть документ.

Я вообче могу отседа

Улететь в любой момент!

За жару ли, за пургу

Все бранят меня, каргу,

А во мне вреда не больше,

Чем в ромашке на лугу!

Следуя этой логике, неясно, почему Павел Климкин не выступал на этой встрече как Амбасадор Извечно помятых костюмов или Репрезентатор Дизайнерских от-кутюр джинсов с пятикратным подворотом манжета и тому подобное…

 

Амбасадор или Дилер по продажам солнечных батарей

Вот мы потешаемся, а на самом деле – плакать надо. Вся эта ситуация немало дискредитирует и профанирует такое серьёзное ведомство как Министерство иностранных дел Украины, чьи скромные, мягко говоря, успехи и так практически не видны нам, простым украинцам.

Ведь кроме всего прочего, на церемонии подписания Меморандума также присутствовал президент организации «Energy Watch Group» Ханс-Йозеф Фелл, который сообщил о планах организации заключить с Офисом Амбасадора возобновляемой энергии аналогичный Меморандум. А это значит, что деятельность злополучного Амбасадора (или как бы он не назывался в дальнейшем) будет заключаться в популяризации и продвижении в Украине альтернативных источников энергии. Не спорю – дело хорошее, но не наиважнейшее для Украины. Все мы прекрасно осознаём, что для Русланы, как представительницы поп-культуры, это своего рода благотворительная деятельность, причём, прежде всего, на благо наших зарубежных партнёров.

Предлагаю моим дорогим читателям проанализировать на нескольких простых примерах результаты бездеятельности нашего МИДа в вопросах торгового лоббизма украинских товаров на мировых рынках. Как известно, в 2017 году экспорт электроэнергии из Украины увеличился на 28,7% в сравнении с показателем 2016 года. И, похоже, в 2018-м году этот ориентир сохранится.

Так, за январь-февраль 2018 года экспорт электроэнергии Украиной составил в денежном выражении $49,657 млн, из которых $31,301 млн пришлись на Венгрию, Румынию и Словакию, на $11,671 млн импортировала Польша, на $5,475 млн было осуществлено поставок в Молдову. Остаток, $1,21 млн, пришелся на экспорт в ряд других стран, в том числе и транзитом. Некоторые дотошные эксперты энергетического рынка утверждают, что производство электроэнергии в Украине продолжает падать, прирост получен за счёт простых украинцев: закрывают ненужные заводы, выключают регулярно свет в домах, да и многие украинские потребители уехали работать в Польшу и Россию.

Но, как бы там ни было, в сравнении с январем-февралем 2017 года нынешние показатели продемонстрировали рост на 1,8%, что весьма оптимистично выглядит для планов увеличить экспорт в течение года более чем на 13%. Если эти планы осуществятся, то в 2018 году экспорт электроэнергии из Украины превысит 5,8 млрд кВт-ч. И вот тут следует напомнить, что в 2013 году было продано 9,9 млрд кВт-ч электроэнергии, а по состоянию на 2015 Украина экспортировала лишь 3,6 млрд кВт-ч.

Можно рассмотреть другой пример. В прошлом году Украина впервые за долгие годы столкнулась с дефицитом мёда. Кроме других факторов, основной причиной этому послужил элементарный экспорт практически львиной доли всего производимого в Украине мёда на европейские рынки. Но этим, как правило, занимались иностранные посредники, поскольку отечественный бизнес без поддержки государства опасается выходить на далекие прямые контакты. В результате – весь украинский мед был скуплен посредниками и, что самое обидное, торговали им под собственными брендами, поэтому Европа «не узнала», что мёд украинский.

Характерен следующий пример отсутствия сопровождения со стороны государства продвижения украинского товара, в частности, грецких орехов. Большинство рынков поделено между крупными производителями товаров, это невыгодно местным торговым компаниям, чья маржа не превышает 3-5%, но которые заинтересованы в украинской продукции. Например, грецкие орехи в Украине покупают по 30 грн./кг, затем фасуют по фракциям (четверти, половинки или целые ядра) и отправляют на экспорт. А в Арабских эмиратах этот товар стоит уже около $20/кг, но спрос неустойчивый и стихийный.

Почему же никто не продвигает наши товары на западных и других мировых рынках, не подписывает Меморандумы и не устраивает церемонии по поводу их подписания? Может быть, продвижение украинского продукта на мировых рынках не входит в функциональные обязанности Министерства иностранных дел Украины? Оказывается, именно этим, кроме всего прочего, и должно заниматься внешнеполитическое ведомство, вместо имитации бурной со сказочным флёром деятельности.

 

Торговые представительства Украины за рубежом как рудимент и атавизм работы МИДа

В период существования СССР торговые представительства были частью дипломатического представительства Союза ССР и обеспечивали защиту ее торгово-политических и экономических интересов и эффективность участия страны в системе мировых экономических отношений.

После распада СССР в 1991 году государственная монополия на внешнюю торговлю перестала существовать. Однако ее элементы все же остались в Украине. Одним из них является сохранение торговых представительств Украины за рубежом.

Однако глубокие кризисные явления системного характера, охватившие экономику Украины, показали низкий уровень эффективности таких торговых представительств, деятельность которых характеризовалась малой экономической отдачей. С целью повышения эффективности осуществления контроля за их деятельностью, объединения и координации совместных усилий Указом Президента Украины от 30 апреля 1994 года было утверждено Положение о торгово-экономической миссии в составе дипломатического представительства Украины за рубежом.

Согласно этому Указу менялось правовое положение этого органа внешних отношений Украины – она начала функционировать в составе дипломатического представительства государства. С тех самых пор торгово-экономическая миссия подчиняется главе дипломатического представительства Украины за рубежом, он осуществляет контроль за ее работой. К основным задачам этого органа внешних сношений относится:

– Защита экономических интересов и прав субъектов предпринимательской деятельности Украины в государстве пребывания;

– Содействие развитию торгово-экономических связей Украины, привлечению иностранных инвестиций в приоритетные сферы экономики Украины и выполнению договоров Украины, заключенных с государством пребывания;

– Информирование МИД Украины и других органов государственной исполнительной власти Украины о ценовой, налоговой, тарифной политике, которая проводится государством пребывания в отношении товаров, экспортирующихся из Украины;

– Подготовка выводов относительно целесообразности импорта товаров и услуг, получение кредитов от государства пребывания, исходя из предложенных этомгосударством цен, тарифов, кредитных ставок и т.д.

Справедливости ради следует отметить, что изменение правового статуса торговых представительств мало изменило деятельность торгово-экономических миссий при дипломатических представительствах Украины. Настоящее кризисное положение в внешнеэкономической деятельности Украины является тому подтверждением.

Не было такого премьер-министра, который бы одним из приоритетов своей деятельности не обозначил бы открытие новых или форсирование работы уже работающих торговых представительств за рубежом. Арсений Яценюк требовал в 2015 году открытия офисов торгового представителя Украины в США, Бельгии, Германии, Франции и Китае.

«Мы должны создать в этом году полноценные торговые представительства Украины. Я считаю, что наш экспортный потенциал не развит. Украине нужны вспомогательные структуры в других странах, которые дадут возможность украинскому бизнесу продавать свои товары и услуги эффективно, а также для освоения новых рынков», – вторил ему преемник Владимир Гройсман.

А воз и ныне там… Потому что в МИДе заняты церемониями и Меморандумами.

Но если мои дорогие читатели думают, что придумывать себе разные прикольные имена и проводить друг с дружкой церемонии на высшем уровне, потому как более не с кем, это дно политики внешнеэкономического ведомства, то явно ошибаются. Ведь нет предела совершенству – в некоторых торговых представительствах за рубежом на фоне полного профессионального бездействия были зафиксированы случаи сдачи в субаренду некоторых помещений представительства, ну, ведь простаивают же впустую. И перед державой им не стыдно…




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.