Где-то до середины 60-х годов прошлого столетия проспект Шевченко назывался Ново-Аркадиевской улицей. А на обширном участке между проспектом Шевченко, проспектом Гагарина, Канатной улицей и переулком Матросова в старой, дореволюционной Одессе вольготно располагался Ботанический сад.
Об этом пишет на своей странице в Facebook председатель Одесского областного совета Анатолий Урбанский.
Считается, что первый дендрарий в Одессе был создан садоводом из Франции Карлом Десметом в 1819 году. И, конечно же, первое дерево, заложившее основу коллекции, было высажено тогдашним генералом-губернатором Александром Ланжероном.
Неизвестно, так ли это, но рассказывают, что Ланжерон действительно любил посещать сад-питомник Десмета и принимал живейшее участие в деле озеленения Одессы. Питомник Десмета занимал ни много, ни мало 70 га земли. Сюда выписывались и поступали из Европы и других стран саженцы и семена, которые должны были в будущем составить зеленый полог пыльного, расположенного в степной зоне города. Что же, мы знаем, что Десмет преуспел в своем деле, а составленный им каталог необходимых для города растений до сих пор актуален.
Городской Ботанический сад при Ланжероне стал также и местом общественном отдыха граждан. Одесситов развлекали балами, скачками, спортивными играми на свежем воздухе, а в начале 1830-х годов побаловали таким зрелищем, как запуск воздушного шара.
Кстати, проспект Гагарина когда-то назывался Ботанической улицей, именно потому, что улица тянулась вдоль городского сада. А переименовали ее в проспект Гагарина уже в советские времена.
С тех пор в Одессе появилось несколько ботанических садов, в том числе Ботанический сад Новороссийского университета, который базируется сегодня на двух территориях, что на Французском бульваре. Одесситы называют эти территории «новая» и «старая», имея в виду, что основная коллекция растений находится на том участке, что ближе к морю.
А питомник по озеленению города и области в советские времена был передан Горзелентресту. Здесь выращивали саженцы, цветы, кустарники, имелись на территории и теплицы.
Город заселялся, расширялся, и то, что раньше считалось окраиной, постепенно становилось престижным приморским районом города. Здесь, на Канатной, пр. Шевченко, пр. Гагарина, вырастали целые кварталы, строились дома-«сталинки», а в шестидесятых появились и так называемые «хрущевки». Но и тогда Горзелентрест сохранил за собой территорию и не переехал подальше, на окраины.
То место, где сейчас располагается здание облсовета и обширная парковая площадка вокруг него, еще в шестидесятых годах окаймлял крепкий каменный забор, за который попасть не было никакой возможности. Совхоз надежно охранялся, и цветочные и кустарниково-саженцевые богатства спокойно произрастали среди городской суеты. Только к 70-м годам городская громада довела до конца процесс отчуждения земли и передачи ее городской общине.
Потом на участке построили здание облсовета, максимально сохранив зеленые насаждения базировавшегося здесь «старого» и советского ботанического сада. Поэтому и встречаются здесь порой столь уникальные древние деревья, как старая 150-летняя софора, о которой также рассказывает на своей странице в Facebook Анатолий Урбанский.