Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как.
Л. Н.Толстой
Я снова о предстоящих выборах. Язык – это первый пункт предвыборной программы Петра Порошенко. Специально для придания этому вопросу торжественной помпы и значимой весомости парламент планирует принять уже на этой неделе закон о языке. Формально это делается для того чтобы ликвидировать правовой вакуум после отмены Конституционным Судом Закона Украины «Об основах государственной языковой политики» Кивалова-Колесниченко. Если кто забыл, то напомню: закон этот был не только одобрен Венецианской комиссией, но и не признан нарушающим Конституцию, а отменен по причине процедуры голосования с нарушением регламента.
Политический эксперт Елена Дьяченко так комментирует эту ситуацию: «Отсутствие законов про импичмент, всеукраинский и местный референдумы, про коалицию и оппозицию никого не беспокоят, а вот языковой – да. Текст нового законопроекта 5670-д – типичный продукт законотворчества коалиции – нагромождение существительных вроде «сприяння-вдосконаленню-зростання-пидвищення» – и потому нереализуемая в принципе писанина. Но хочу рассказать, как коалиция видит развитие украинского языка. Нет, стимулировать освобождением от налогов частных производителей кино, музыки и другого интеллектуального продукта и защищать их права собственности никто не собирается. Поэтому мое упоминание касается примера послевоенных Франции и Италии, освободивших киноиндустрию от налогов. В результате чего в следующие десятилетия случился всплеск неоромантизма, Феллини, Де Сика, Висконти, Пазолини, Годар, Трюффо, Лелюш и других, сделавших итальянскую и французскую культуры популярными в мире.
А собираются они делать вот что – создать еще несколько органов контроля и преследования: Национальную комиссию по стандартам государственного языка, Центр украинского языка, Терминологический центр украинского языка, Уполномоченного по защите государственного языка и службу языковых инспекторов. Освоить средства госбюджета. И чтобы они следили и наказывали, наказывали и следили. И тогда, по их мнению, случится расцвет. Это просто пример уровня мышления, которое и мышлением-то назвать сложно, не то что государственническим. Но законопроект коалиция проголосует, чтобы Петру Порошенко было что предъявить в качестве выполненного обещания. И снова нарвется на критику Венецианской комиссии и недружественные ответы посольств соседних государств, потому что механизм защиты права национальных меньшинств на получение образования на родном языке в законопроекте тоже отсутствует. Но стоявшим на майдане гуманитариям это вообще неинтересно, такие детали. Хотелось бы посмотреть, когда все белые нацменьшинства из Украины уедут в поисках работы или мира, или порядка, как тогда языковые инспектора будут проверять арабские гетто или афро-украинские на степень владения государственным языком», – отметила политический эксперт.
На какую часть электората ориентирована вся эта языковая возня? Кто эти люди, каков их коллективный портрет?
«Избиратели президента – это загадочная аудитория, они, как правило, оптимисты и считают, что страна движется в правильном направлении. Точнее было бы назвать этих людей альтернативно одаренными – такая точка зрения собирает около 15% от общего числа избирателей, которые предполагают участвовать в голосовании, если удастся мобилизовать националистов – до 25%, что практически обеспечивает победу во втором туре. Однако сможет ли он собрать такое количество голосов, и какой ценой?», – задается вопросом политтехнолог Василий Стоякин.
Как мы видим, никто из провластных политиков не делает ставку на осмысленные действия, могущие принести реальную пользу государству Украина. Ставка делается на идиотов в древнегреческом смысле этого слова, они все посчитаны, гиперактивны и готовы на многое. Теперь самое главное – держать их в тонусе и не растерять по дороге.