Інформація до новини
20-11-2018, 15:00

Из времени в вечность

Категорія: Новини / Статті / Слово пастиря


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

Из времени в вечность

С давних времен человечество пытается разгадать загадку о том, что же происходит после смерти человека. Поэтому часто возникают такие или подобные вопросы про смерть:

Что происходит с душой человека на 3-й, 9-й и 40-й день? Что такое мытарства? Кто спасется? Если погибнут все остальные люди, кроме праведников, то что будет с остальными? Что происходит с душой, определенной на вечные муки?

Из времени в вечность

Где находится душа по смерти тела?

3-й,9-й и 40-й дни Церковь считает особыми для поминовения усопших. Почему? Ввиду важности темы про смерть человека существуют многие труды Святых Отцов и православных подвижников Церкви, на которые мы будем ссылаться при рассмотрении этого вопроса.

«….в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь, воскресший из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу», – читаем мы у знаменитого подвижника древности Макария Александрийского.

После того, как душа в течение трех дней по смерти побывала в тех местах, которые связаны с памятью человека, ей с 3-го по 9-й день показываются все добродетели и происходит испытание души на предмет ее отзывчивости на добро, на любовь, на целомудрие… И, если, например, в течение земной жизни человек научился быть милосердным, то его душа потянется к этой добродетели, а не оттолкнет ее.

Те, кто жил не по евангельской совести, с 9-го до 40-го дня после смерти отправляются на мытарства.

Мытарства – это не наказание Божие за грехи, а еще одно Его лекарство для тех, кто в жизни отдавался порокам и страстям, оправдывал себя в них, не каялся и «достиг» высокого мнения о себе, своих достоинствах, своих заслугах перед Богом и людьми.

В течение оставшихся 30-ти дней душе показываются все людские страсти и пороки, но там это происходит в гораздо большей степени. Как указывается во многих источниках, нет таких слов, чтобы земным языком передать характер страданий людей, которые в жизни жили не по совести и истине и в таком состоянии приняли смерть.

Из времени в вечность

Кроме этого, в мытарствах происходит проверка души на устойчивость к дьявольским искушениям, ведь это не демоны забирают нас от Бога, это происходит совсем без насилия над нашей волей, а душа сама бросается в ад.

В одном из своих писем игумен Никон Воробьев писал так: «Если после смерти будет в душе нашей больше бесовского, то бесы овладеют нами. Если же мы еще здесь осознаем свои бесовские качества, будем просить за них прощения от Господа и сами будем всем прощать, то Господь простит нам, уничтожит в нас все дурное и не даст в руки бесов»

На 40-й день наступает частный суд Божий, в результате которого не Бог, а сама душа выбирает, где ей быть – с Богом или нет.

По учению Церкви 40-й день не является последним и окончательным. Душе помогут молитвы родных, друзей, и еще будет последний, Страшный Суд, на котором люди всех времен и народов, всех верований и безверья, конечно же, во всей глубине осознают свою духовную нищету, увидят непостижимую любовь Христову и в величайшем благоговении навеки преклонятся перед Ним, и спасутся.

А пока, до Страшного Суда, душа греховного человека будет находиться в скорбях и муках, и название этому состоянию – геенна огненная. Геенна – это не наказание за грехи, это последний шанс, который дается человеку, чтобы спастись, о чем и написал Святой Исаак Сирин: «Царство Божие и геенна огненная – суть следствия милости, а не воздаяния! Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби! По замыслу Божиему геенна создана не для бесконечных мучений, а для спасения, и это есть милость Владыки, Который, зная все наперед, тем не менее, дал жизнь грешникам».

У человечества нет опыта, чтобы доступным языком описать мучения геенны, но все святые однозначно предупреждают – лучше бы такой опыт и не приобретать.

 Из времени в вечность

Страшный суд – финал жизни

Когда наступит всеобщее Воскресение, по учению Церкви, душа снова войдет в тело, и человек опять получит способность к волеизъявлению, но это будет последний выбор. Страшный Суд – это окончательный, последний выбор человеком своей вечной участи.

Церковь понятие Страшный Суд употребляет, как аналог кончины света. Многим кажется, что это будет жестокое обличение деяний каждого человека, и на этом суде Бог будет, как судья в мантии направо-налево будет раздавать наказания по делам человеческим. После перенесенных мук и страданий геенны выбор человека на Страшном Суде, наверное, не должен быть в пользу дальнейшего плена. Но для тех, у кого существует адский дух, кто ненавидит Бога, существование в Царствии Божием само по себе будет адом. И даже для них Бог оставляет свободу выбора.Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, лежит “в глубине сердца человеческого”.

И именно на Последнем Суде перед каждым человеком предстанет все духовное величие крестного подвига Бога-Сына, смирение Иисуса Христа ради нашего спасения– откроется Его безграничная любовь, которая затронет, или даже потрясет, каждую воскресшую душу.

И вот, в таком состоянии, перед лицом любви Божией, каждый воскресший человек произнесет свою волю: «да» или «нет» Богу.Именно поэтому Суд страшен, а не потому, что на нем Господь, забыв любовь, будет судить деяния человеческие «по всей справедливости»:«Господь и на Страшном Суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». (Святитель Феофан Говоров)

 

В наших силах помочь усопшим

Пока мы сами еще живы, мы можем облегчить страдания усопших близких нам людей. Самая сильная помощь родственникам, которых постигла смерть– это молитва, а не поминальные трапезы или строительство дорогих памятников на могилах.

Но как могут наши молитвы помочь кому-то? Ведь от наших просьб Тот, кто есть совершенная Любовь и Милосердие, не может стать еще более милосердным или возлюбить кого-то еще больше.

Чудо, а лучше назвать его таинством, состоит в том, что молитвы также очищают нас самих. С их помощью мы, шаг за шагом, становимся ближе к Богу, приобщаемся к Нему, и так постепенно происходит освобождение безвольной души усопшего от его страстей.

Таким образом, это и является нашей молитвенной помощью умершему, а не в том, что наши молитвы и добрые дела каким-то образом умилостивляют Бога, удовлетворяют Его правосудию, являются выкупом за грехи человека после смерти.

Молитвы должны быть искренними, это должны быть слова, идущие от всего сердца. Когда человек умирает, его смерть является шоком, и родственники заказывают панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, ставят свечи, дают деньги в монастыри, в храмы и т. д.

Это хорошо, но недостаточно, нужно еще самому хотя бы в течение 40 дней после смерти совершить маленький подвиг: воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и других греховных дел, нужно обязательно исповедаться и причаститься, читать Евангелие и святых Отцов, а то смысла в этих заказах не будет. Нужно хоть эти сорок дней жить по-евангельски, быть христианином.

Одно из распространенных заблуждений – вера в то, что достаточно вынимания частицы и поминовения усопшего за богослужением. Но никто так, как родственник, не сможет помолиться за усопшего, о чем и пишет святитель Феофан:«Если никто из родных не воздохнет от души, то должной молитвы о болящем не будет. То же и проскомидия, то же и обедня…»

И обязательно нужно лично читать молитвы по усопшему, псалмы и т.д. Священнику практически невозможно душой молиться за каждое имя в записочке, а такого поминовения бесы не боятся. Богослужебное поминовение– это одно из тех действий, которые должны быть совершены по усопшему, но это никак не магическое волшебство, которое принесет спасительный плод.

Все ваши усилия не пропадут даром, ведь, если бы это было не так, то зачем было истинной Церкви с самого начала своего существования молиться за усопших? А она всегда поминала их, призывала к молитве и научала как это делать правильно.

И не перестанет это делать до скончания веков.




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.