Информация к новости
17-05-2015, 20:00

Финансовый гений из Одессы

Категория: Новини / Історія та суспільство


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Финансовый гений из Одессы

Его ненавидели и превозносили, осыпали чинами и наградами и отстраняли от дел. Ему приходилось вести сложнейшие дипломатические переговоры, с блеском решать задачи мирового масштаба и даже… сидеть в тюрьме. Пожалуй, в истории предреволюционной России было только две фигуры, чьи имена до сих пор не сходят с уст историков и политиков – Петра Аркадьевича Столыпина и героя этого очерка, Сергея Юльевича Витте, чья головокружительная карьера началась в нашем городе, а столетие со дня смерти в 1915 году – было незаслуженно забыто. Да и в дни празднования полуторавекового юбилея нашего университета стоит вспомнить об одном из самых знаменитых его выпускников.

Одаренный двоечник

Он родился в Тифлисе 17(29) июня 1849 года. По отцу – потомок небогатых остзейских дворян, чьи предки переселились в Прибалтику из Голландии. Род матери же – столбовые дворяне Фадеевы, семья, давшая множество славных воинов и государственных деятелей, связанная узами крови с князьями Долгорукими. Юный Сережа рос у деда, крупного чиновника, просвещенного человека и талантливого администратора, когда-то приятельствовавшего с Пушкиным. Домашнее образование сменилось Тифлисской гимназией, где бойкий юноша больше внимания уделял верховой езде и фехтованию, отличаясь тихими успехами в науках и «громким поведением». Дух приверженности монархическим традициям и Православию (лютеранин Юлий Витте принял эту религию) с детства был привит ему, но вовсе не был узко догматичен. Недаром в том же семействе до него воспитывалась его старшая кузина, рано осиротевшая Леночка Ган. Та, что прославилась впоследствии как основательница теософии и изрядная авантюристка – Елена Петровна Блаватская. Много лет спустя, в своих мемуарах, Сергей Юльевич вспоминал о встречах с ней в начале 70-х годов в Одессе, когда грядущая гуру … держала цветочную лавку на углу Греческой и Екатерининской.

В 16 лет молодой человек, отнюдь не бездарный, но имевший «кол» по поведению, вынужден переехать в Одессу, где готовится к поступлению в Новороссийский университет. Пройдя курс в последних классах гимназии, он наконец-то получает вожделенный аттестат и выдерживает вступительные экзамены. И быстро открывает свои таланты, с блеском выйдя из стен «альма матер» в 1870 году со степенью кандидата физико-математических наук.

Перед молодым человеком встал выбор дальнейшего пути. Сам Сергей имел и желание, и все основания заняться наукой, готовясь к профессорской карьере. Но семья, испокон веку дававшая державе служилых людей, воспротивилась нарушению традиции, опасаясь «тлетворного влияния» либеральной университетской среды. Да и финансовое положение Фадеевых и Витте, лишившихся одного за другим и отца, и деда, к тому же разорившихся на неудачном вложении капитала, требовало серьезной поддержки. А посему – Сергей Юльевич избирает стезю, ставшую началом одной из самых блистательных карьер Российской империи.

Железнодорожный король

Не желая снова пересказывать историю Одессы, заметим: эпоха, в которую Витте учился, а потом и начал службу, была для нашего города (как и всей страны), буквально переломной. Одесса стремительно возвращала себе утерянные после Крымской войны и отмены порто-франко, позиции ключевого порта Черного моря и торгово-промышленного центра всероссийского масштаба. Созданное в 1856 Русское Общество Пароходства и Торговли – знаменитый РОПИТ, активно отвоевывало позиции у заграничных конкурентов в сфере перевозок, осваивая новые судоходные линии и увеличивая число пароходов. Появлялись новые банковские конторы и разнообразные акционерные общества. Россия, с приходом Александра II, переживала плодотворное время глобальных перемен – освобождения крестьян, судебной и военной реформ. Наконец-то колоссальный потенциал страны и народа получил должный выход, дававший возможность реализации талантам людей разных сословий и наций.

И можно смело сказать: именно здесь-то, в городе, буквально кипевшем деловой активностью и смешением народов, молодой Витте прошел прекрасную школу управленца. Начав карьеру в канцелярии генерал-губернатора в качестве чиновника службы движения железных дорог, вскоре он, по совету старого друга отца, министра путей сообщения князя Бобринского, переходит на службу в акционерное общество Юго-Западной железной дороги. Ведь именно эта сфера тогда развивалась в России, пожалуй, с наибольшими темпами роста. Огромная империя буквально задыхалась от черепашьих скоростей перевозок по разбитым трактам. Масштабное же строительство железных дорог ускоряло их многократно, делая доставку грузов адекватной ритму деловой жизни.

Весьма любопытно, что новоявленный путеец прошел стажировку практически на всех важных уровнях незнакомой ему сферы. Он осваивал и кропотливую работу билетного кассира, и тяжкий труд помощника паровозного машиниста, стоявшего с лопатой возле раскаленной топки, подбрасывая уголек. В результате – со свойственной ему цепкостью ума и наблюдательностью, Витте очень быстро познал все тонкости «умного дела», от технических особенностей механизмов, качества шпал и особенностей грунтов и насыпей – до нелегкой науки общения с лукавыми подрядчиками и с корыстными чиновниками, норовившими нажиться.

Железные дороги давали своим служащим доходы, о которых государственные чины не могли и мечтать. А рост и продвижение кадров по иерархической лестнице в акционерных компаниях шел не по замшелому принципу выслуги лет, происхождения и связей, но по степени профессиональной компетентности и личных качеств. Витте со скоростью курьерского поезда проходит ступени карьерной лестницы, за считанные годы становясь одним из ведущих специалистов отрасли. Но в 1875 году под Одессой случилась страшная катастрофа. Погибло много людей, и вопреки известной поговорке, обвинили не только стрелочника, но и высшее руководство дороги. Суд приговорил начальника и его заместителя, Витте, к четырем месяцам тюрьмы. Однако, «не было бы счастья, да несчастье помогло!» – ко времени вынесения приговора, в 1877 году, началась Русско-турецкая война, и главнокомандующий, великий князь Николай Николаевич, лично знавший талантливого железнодорожника, заменяет тюрьму кратким пребыванием на гауптвахте. Сергей Юльевич оправдывает высочайшее доверие, проявив себя в организации военных перевозок как профессионал экстра-класса, и в том же году становится начальником движения Одесской железной дороги. Эта стратегическая линия под его руководством растет и, что немаловажно, содержится в надлежащем порядке. Математический склад ума и умение работать с людьми, разумно поощряя и справедливо наказывая, сделали молодого человека одним из лучших специалистов отрасли, и уже в 1886 году он переезжает в Киев, становясь управляющим Юго-Западных железных дорог.

Катастрофа и взлет

Тогда-то и произошла встреча, которая определила следующий, еще более стремительный взлет Витте. В 1888 году он, со свойственной ему прямотой (если не сказать – резкостью!), вступает в жесткий конфликт с высшими придворными чинами, требуя ограничения скорости императорского поезда. Причем происходит это в присутствии САМОГО Александра III! Не стесняясь, он говорит им: «Если вы и дальше будете гнать поезд двумя паровозами на такой скорости, вы свернете шею государю». А буквально через несколько месяцев, 17 октября того же года, случается катастрофа императорского поезда, сошедшего с рельсов на недопустимой скорости у станции Борки. И только чудом никто серьезно не пострадал, хотя – историки предполагают, что император, человек огромной физической силы, тогда «сорвал почки», удерживая на своих плечах как Атлант, крышу вагона, чтобы дать возможность семье выйти из него. И именно это стало причиной нефрита, унесшего его из жизни в 49 лет.

Памятливый и ценивший толковых людей, которых всегда остро не хватало в высших управленческих сферах, Александр Александрович делает Витте «предложение, от которого он не мог отказаться»: специально для него при Министерстве финансов учреждается Департамент железных дорог, управляющим коего назначается Сергей Юльевич, разом получающий чин действительного статского советника. И более того, дабы погасить потерю в доходах – ведь в акционерном обществе тот получал огромную сумму в 50 тысяч рублей в год, казенный оклад же составлял только ее треть, недостающие деньги выплачивались из личных императорских средств.

Витте оправдывает доверие самодержца, на новом посту развивая активную деятельность. Следует сказать, что по человеческим качествам они импонировали друг другу. Двое больших, сильных мужчин, склонных к откровенности и прямоте, ценившие ДЕЛО, а не пустые словеса и ставившие во главу угла пользу империи, поняли друг друга. Любопытно, что строгий в моральных и религиозных вопросах, государь одобрил второй брак рано овдовевшего Сергея Юльевича на разведенной женщине, да еще и крещеной еврейке, Матильде Ивановне Лисаневич. Более того, изучив все обстоятельства, высказал личное уважение к поступку своего сотрудника, усыновившего ее ребенка от первого брака. Он ценил благородство и умение принимать истинно мужские решения вопреки всему.

Царствование Александра III, единственного императора, при коем Россия не вела ни одной войны, дало стране небывалые темпы роста во всех направлениях – от науки и культуры до колоссального прироста торговли и промышленности. Витте, убежденный монархист, в то же время понимал: держава должна меняться, сохраняя основы основ и традиций, и – становясь цивилизованной капиталистической страной. Он был убежден, что дворянство дабы сохранить свои позиции, обязано «сойти с земли», включаясь в предпринимательство – как в Англии, к примеру. А крестьянам – необходимо приобрести свободу не только номинальную, но и реальную, освободившись от уз общинной круговой поруки и безземелья. Да, у России свой путь, но это вовсе не значит, что она должна тормозить свое развитие ради устаревших устоев.

И уже в 1892 году Витте становится управляющим Министерством финансов, а 1 января 1893 – сменяет на этом посту тяжело больного И.А. Вышнеградского.

Пик и падение великого реформатора

Министерство финансов было тогда едва ли не ключевым в государстве. Ведь ему подчинялся и Государственный банк, и Пограничная стража, и таможенное ведомство, и Фабрично-заводская инспекция, равно как и множество иных, не менее важных отраслей народного хозяйства. И Витте принялся за дело, зная, чего он хочет. Одним из первых его «резких движений» было введение государственной винной монополии – передачи в руки державы права на торговлю спиртными напитками, доселе находившееся в руках откупщиков, плативших в казну фиксированные суммы, и загребавших огромные сверхприбыли. Причем качество «пойла» часто оставляло желать лучшего! К делу он привлек Дмитрия Ивановича Менделеева – не только великого химика, но и блистательного экономиста. В результате – страна получила РАЗОМ прирост порядка четверти прибылей в бюджет, и – качественную, знаменитую 40-градусную водку, жесткие требования к коей разработал тот же Менделеев, ставший вскоре главой Палаты мер и весов – «Госстандарта» тех времен. Само собой, недруги тут же обвинили Витте в «спаивании народа» - дескать, «пьяный бюджет творит». Еще бы, ведь исчез источник неправедных доходов для множества торгашей и их покровителей из чиновных кругов всех уровней… А народ – пить меньше, конечно не стал, но зато – пил, по крайней мере, качественный продукт, а заодно и прибыль давал, шедшую на его же нужды! Ведь Витте, понимавший, что стране нужны свои профессионалы всех уровней, стал инициатором открытия огромного количества ремесленных и коммерческих училищ, создал за время своего пребывания у власти три политехнических института, дававших России квалифицированных рабочих, бухгалтеров и инженеров…

И – еще один титанический шаг: с 1894 года он начал глобальную финансовую реформу, давшую рублю золотой стандарт и сделавший в первый (и единственный!) раз за всю историю его свободно конвертируемой валютой. Постепенно сокращалось количество ассигнаций, вытеснявшихся золотыми червонцами. Рос золотой запас державы, которая до начала Первой мировой войны только увеличивала его, ни разу не прибегая к эмиссиям «бумажек». Это привело к массированному увеличению зарубежных инвестиций в экономику страны и популярности облигаций Государственного займа, приносивших огромные доходы от иностранных вкладчиков. А еще – Сергей Юльевич начал продвигать первые этапы крестьянской реформы и переселения безземельных в богатые края Сибири и Дальнего Востока. Той реформы, которая приобрела размах уже при Столыпине…

Деятельность его крайне разнообразна – он ведет и дипломатические переговоры с китайскими сановниками, давшие начало строительству остро необходимой для освоения Дальнего Востока Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), заключает крайне выгодное для страны торговое соглашение с Германией, защищающее интересы отечественных производителей, инициирует начало Транссибирской железной дороги…

Но отношения его с новым государем, Николаем Александровичем, далеко не столь радужны, как с его столь рано умершим батюшкой. Откровенность и нескрываемые восторги предшествующим царствованием раздражают слабого правителя, явно проигрывающего своему предшественнику и в воле, и в уме. И 16 августа 1903 года Витте становится председателем Комитета министров – фигурой чисто декоративной…

Но вскоре император вынужден снова призвать его. Страна терпит поражение в Русско-японской войне, к которой привели излишние темпы проникновения на Дальний Восток, в Китай и Корею, против чего восставал дальновидный министр, понимавший: коммуникации еще не позволяют перевозить нужное количество войск, а значит – конфликт неизбежно обречен на проигрыш! И, тем не менее, Витте едет в американский Портсмут, дабы спасать Россию, в которой на фоне военных неудач разразилась революция. Япония, несмотря на военные успехи, полностью истощила свои ресурсы. Но… необходимо кончать войну, дабы потушить пожар в своем доме. И условия мира благодаря его дипломатическому таланту и неуступчивости, максимально благоприятны для державы: она не платит контрибуций, теряя лишь южную часть Сахалина, и без того занятую японцами…Триумф после поражений, графский титул и… прозвище «графа Полусахалинского».

А дальше – Витте, ставший первым в истории полновластным премьер-министром с чрезвычайными полномочиями, стремится разумно и с минимальной кровью, усмирить революцию. Именно он склоняет императора к дарованию народу Манифеста 17 октября 1905 года – первой российской конституции! И этого Николай ему не прощает. Всего через полгода Витте вынужден уйти в отставку – его «либерализм», то есть трезвый прагматизм, чужд императору.

Он проживет еще десять лет, оставив после себя талантливые, но весьма субъективные мемуары. В 1914 году, понимая, к какой катастрофе может привести Мировая война, предлагает свои услуги в переговорах с Германией. Поздно! Маятник истории сдвинулся непоправимо. В марте 1915 года Витте умирает, к своему счастью не увидев гибель империи…

А нам, живущим в ХХI столетии, уроки этого великого реформатора, начавшего свою блистательную карьеру в Одессе, могут принести изрядную пользу. Опыт прошлого – куда лучший учитель, чем собственные ошибки.




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.