Мы снова у дома Руссова… Зрелище, конечно, душераздирающее — без всякого преувеличения. Теперь даже никто не озаботился проблемой в очередной раз поменять драпировку, и вся «красота» — наружу. Но как бы ужасающе ни выглядел дом внешне, внутри него еще страшнее. Не говоря уже о том, что опасно: того и гляди рухнет на голову очередной элемент былой красоты. Недавно вон кусок кровли грохнулся вниз… Еще не так давно вовнутрь было не попасть: о безопасности бомжей и любителей экстрима позаботились, теперь можно пробраться запросто, увы. Хотя, предупреждаю еще раз, это очень и очень опасно. Все там еле дышит, как видите на свежих фото, которые были сделаны пару дней назад. Во дворе дома Руссова — куски лепнины, стройматериалы — с каких времен лежит это все, чего дожидается?
Не стали бы мы очередной раз описывать наш всеобщий «доморуссовский кошмар», какой смысл живописать об уродливом состоянии, в котором сейчас находится это наше некогда архитектурное наследие? Сколько уже писано-переписано! И все же, кажется, у стойкого дома (надо же, он все еще не рухнул окончательно!) снова затеплилась надежда: его судьбу решали на недавнем заседании исполкома Одесского горсовета.
На нем и выяснилось, что, как сообщил мэр города Геннадий Труханов, несмотря на ужасающее состояние, Дом Руссова… только месяц тому назад признали аварийным.
Не охайте и не ахайте. Да, только сейчас. Оказывается, дело в том, что больше года назад власти обратились к экспертам, и только сейчас они подготовили документы о признании памятника архитектуры аварийным.
Что же дальше? А дальше, как ни крути, а придется идти законным путем. И путь этот долог и нелегок. С застройщиком (строительной компанией «Инкор», которую связывают с одесским бизнесменом Русланом Тарпаном) нужно продолжать договариваться. Так как на восстановление памятника не хватает денег, то власть будет надеяться на компромисс.
Как же дальше быть с несчастным зданием? Создана комиссия по обследованию сегодняшнего состояния дома Руссова. Кстати, экспертов, занимающихся исследованием здания, мы встретили, когда на днях посетили дом. Комиссия и определит, какой путь решения судьбы нашего еле живого исторического здания самый реальный и перспективный.
Мэрия видит два пути решения наболевшего вопроса с домом Руссова. Во-первых, рассматривался вариант добиться возврата здания в коммунальную собственность в судебном порядке или путем выкупа за государственные средства. Этот путь и сложный и долгий. Удивляться нечему: 40 квартир в доме выкуплены, следовательно, предстоит 40 судебных разбирательств с «неясной судебной перспективой».
Путь второй — более реальный, по мнению городского головы. Он заключается в переговорах с владельцами объекта. Комиссия выяснит, можно ли сохранить здание. И если такой возможности уже нет, то мэрия будет ставить вопрос сохранения исторической среды, что означает воссоздание фасада в ходе нового строительства.
Кстати, дом Руссова — спорный объект еще и по другим причинам. На него претендуют как город, так и область. Вместе с тем, как прозвучало в ходе заседания исполкома, Одесский облсовет не выделяет средства на содержание здания и его консервацию.
Итак, выводы: сейчас имеется первоочередная задача — провести консервацию здания: установить кровлю, подпорки под стены и т.д. Члены исполнительного комитета Одесского городского совета проголосовали за создание депутатской комиссии по «Дому Руссова». Теперь созданная комиссия вынесет собственный приговор о техническом состоянии дома Руссова и варианты решения проблемы. На заседание исполнительного комитета 28 мая планируется вынести решение о придании де-юре дому Руссова статуса аварийного и утвердить план дальнейших действий.
Поскольку на сегодняшний день дом Руссова является собственностью областного совета, то после юридического закрепления за домом статуса аварийного, решение исполкома Одесского городского совета будет передано Одесскому областному совету с рекомендацией либо провести ремонтно-восстановительные работы здания за счет областного бюджета, либо передать его в коммунальную собственность территориальной громады Одессы.
Тем временем, историческое здание, ставшее и болью, и занозой одновременно, продолжает разрушаться. Внешне оно попросту уродливо, внутри… Внутри его попросту уже нет.
Нам же с вами остается только тяжко вздохнуть и вспомнить о былой красе и славе дома Руссова. Напомним, он был возведен в 1887 году для одесского миллионера Александра Руссова по проекту архитекторов Шмидта и Чернигова. На первом этаже дома Руссова расположилась знаменитая аптека Гаевского и Поповского. Второй этаж выделили под конторы крупных одесских фирм, последние два этажа — под квартиры. Позже Гаевский полностью выкупил дом у Руссова.
Кстати, знаменитая аптека работала без перебоев при всех властях и режимах, и только последний масштабный пожар лишил ее возможности пребывать на историческом месте. Кстати, старая аптечная колба из аптеки Гаевского тоже встретилась среди валяющихся на земле останков лепнины, камней и фрагментов фасада…