Владелец танкера "Делфи" должен был убрать затонувшее судно с Черного моря до 20 июля. Календарь показывает 21 число, но судно все еще находится у побережья Одессы после двух неудачных попыток поднять его с мели и поставить на киль.
Редакция APnews связалась с капитаном Одесского морского порта Кириллом Цюпко, чтобы выяснить, почему танкер до сих пор не сдвинулись с места, несмотря на официальные сроки и обещание, данное лично президенту Владимиру Зеленскому.
Как пояснил Цюпко, судовладелец снова просит продлить срок подъема "Делфи". На этот раз до 10 августа, однако Цюпко не спешит это делать, пока не появится новый план подъема. Старый, как оказалось, - неэффективен.
Работа идет постоянно. Каждый день. В субботу была неудачная попытка. Его пытались перевернуть, поставить на киль. Сейчас люди сделали работу над ошибками. Идет подготовка. В четверг-пятницу будут делать это снова. Судовладелец просил времени до 10 августа. Я пока еще ничего ему не продолжал, потому что я хочу видеть переработанный план подъема,
В связи с тем, что дедлайн подъема танкера постоянно оттягивается, Администрация морских портов не может взяться за дело, которое уже давно надо было выполнить.
Предварительно, судовладелец должен был убрать "Делфи" до 1 апреля, но потом капитан продолжил этот срок до 25 июня, а затем до 20 июля. Далее, вероятно, будет 10 августа.
В пресс-службе АМПУ нам рассказали, что дважды обращались к судовладельцу с требованием признать свою несостоятельность в решении данной проблемы и передать ее Администрации, однако дважды было отказано.
При этом, в АМПУ понятия не имели о возможной отсрочке дедлайна еще до 10 августа.
Сроки, за которые судовладелец должен был поднять танкер, устанавливал капитан порта Одессы, который подчиняется Государственной службе городского и речного транспорта. Мы, со своей стороны, в связи с тем, что срок, который предоставлялся судовладельцу, закончился (это было 20 июля) направили ему предложение-требование, чтобы он признал, что он эти работы не будет выполнять, что он их не может выполнить в установленные сроки, чтобы он передал нам, АМПУ, право заниматься этой работой и гарантировал покрытие наших расходов, которые мы будем иметь, если будем поднимать этот танкер. Соответствующее письмо было направлено вчера, в день, когда истек срок. Мы уже обращались с такими предложениями к судовладельцу дважды и дважды получали отказ. То есть, АМПУ сейчас пока еще не имеет юридических прав заниматься вопросом "Делфи". Нам нужно официальное подтверждение от капитану порта и от судовладельца о том, что он не выполнил свои обязательства. Затем еще вопрос получения документа от экологической инспекции о том, что этот танкер представляет экологическую опасность для окружающей среды. Ну и нужна гарантия от судовладельца, что он компенсирует нам наши затраты. Он, как государственный служащий, имеющий соответствующие полномочия, может принять такое решение. У меня такой информации сейчас нет. Возможно, сегодня он принял такое решение,
Стоит отметить, что еще 1 апреля генпрокурор Украины Ирина Венедиктова взяла дело танкера "Делфи" на "личный контроль".
По словам капитана Одесского морпорта, именно Венедиктова распорядилась переносить сроки проведения работ по подъему танкера. Всему виной деньги - ни копейки из госбюджета не должно пойти на подъем "Делфи".
Цюпко также считает, что если танкер поднимут за государственные средства, то получить компенсацию от судовладельца будет крайне трудно.
По подсчетам Венедиктовой, стоимость работ по подъему судна составляет 18-24 миллионов гривен. Такую сумму генпрокурор хочет сэкономить для государства ценой потерь водной среды Черного моря.