У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами
Третьего ноября в правительственном квартале состоялся полномасштабный Автомайдан, сообщает издание strana.ua. Инициаторами акции выступили владельцы евроблях, которые основательно подготовились к мероприятию. С раннего утра участникам раздали карты входов в Верховную Раду, возле которых митингующие выставляли посты. Цель была – встретить каждого депутата до того, как он зайдет внутрь, и напомнить о законопроекте о льготной растаможке №3704.
По задумке организаторов – общественной организации «АвтоевроСила», цель Автомайдана – заставить нардепов принять этот проект как можно быстрее.
Основная задача акции – встретить каждого депутата и требовать проголосовать закон о доступной растаможке немедленно,
– пояснил один из руководителей "АвтоЕвроСилы", Александр Чернявский.Автомайдан начали собирать еще на прошлой неделе, после того как Кабмин своим постановлением расширил полномочия Нацполиции. Положении о Нацполиции дополнили двумя новыми пунктами – 18.1 и 18.2.
В первом прописана обязанность полиции выявлять авто, которые ввезены на территорию Украины и не зарегистрированы в течение 30 дней.
Во втором – полномочия полиции выявлять факты управления такими автомобилями или попыток их утилизации, скажем, на разборку (что запрещено действующим законодательством).
Формально полицейские могли штрафовать евробляхеров и до этого.
В Кодексе об административных правонарушениях прописана возможность выписывать штрафы за управление авто на просроченной иностранной регистрации, а также за управление иномаркой в режиме временного ввоза, оформленной на другое лицо.
За подобные нарушения предусмотрен штраф в размере 8,5 тысячи гривен, который выписывается на месте остановки. Штраф за повторный случай – 17 тысяч, плюс лишение прав на год и конфискация авто на штрафплощадку с платным хранением авто. Решение о таком штрафе выносится судом. Максимальная сумма штрафа может составить 170 тысяч гривен с конфискацией авто.
Но в кодексе не прописано право выявлять автонарушителей. А так как полного доступа к таможенной базе у Нацполиции нет, правоохранители могут разве что догадываться, что евробляха не легализирована. Что позволяло владельцам массово оспаривать штрафы в судах.
Но сейчас ситуация меняется – полиция сможет уже на вполне законных основаниях штрафовать евробляхеров. «Пока пройдет раскачка, пока доведут новые требования до рядового состава, есть еще пару недель. После чего начнутся репрессии», – говорит Чернявский.
Поэтому евробляхеры форсируют принятие закона о льготной растаможке. О нем стоит сказать отдельно.
Документ был подан в Раду еще в июне этого года, но пока ему так и не дали ход. Активисты особо не форсировали события, тем более что действовал меморандум с МВД о том, что пока не решится вопрос с льготной растаможкой, евробляхеров не станут штрафовать. Но судя по всему, никакие договоренности на сегодня уже не действуют.
В среде евробляхеров в происходящем усмотрели «коварный план Авакова», обвиняя главу МВД в том, что он сначала пообещал водителям не штрафовать, а потом сам же пролоббировал расширение полномочий полиции на Кабмине.
По оценкам экспертов, на данный момент нерастаможенными остаются от 500-700 тысяч до более чем миллиона евроблях.
Их владельцы ждут закона о льготной растаможке. В проекте №3704, принятия которого добиваются митингующие, прописано несколько нововведений:
1. Исключение легковых авто, прицепов, мотоциклов и транспортных средств, предназначенных для перевозки не более 10 человек, из списка подакцизных товаров. Другими словами – полная отмена акциза уже с 1 января 2021 года, сейчас акциз на авто считают по формуле: 50 евро для бензиновых двигателей и 75 евро – для дизельных умножить на коэффициент объема двигателя и умножить на возраст авто (но не больше 15). Больше всего увеличивает сумму именно возраст авто. Скажем, если для двухлетней легковушки с мотором 1,5 литра акциз будет 150 евро, то для десятилетней – уже 1,5 тысячи.
2. Освобождение с января 2021 года от НДС импорта легковых, грузовых авто до 3,5 тонны, автобусов, прицепов для ветеранов и участников АТО, но не больше одного транспортного средства по каждой товарной позиции в год. Стоимость "льготного" авто не должна превышать 43 минимальных зарплаты (с 2021 года – 258 тысяч гривен).
3. До конца 2020 года разрешить ввоз в Украину подержанных авто стандарта Евро-2 (то есть с 1995 года выпуска).
4. Предоставить рассрочку на НДС на срок до 36 месяцев без пени и процентов для ввоза тракторов, полуприцепов, полуприцепов-рефрижераторов, контейнеровозов. Такой транспорт должен использоваться для предоставления услуг по грузоперевозкам. В случае нецелевого использования – возврат всей суммы НДС сразу и пеня в 120% учетной ставки НБУ. Норма предлагается как временная – до 1 января 2025 года.
5. Внести изменения в Налоговый кодекс относительно транспортного налога (25 тысяч гривен в год для авто стоимостью больше 375 минималок). Предлагается взымать налог не только с легковых авто, но и с мотоциклов, яхт, судов, катеров, уменьшить про стоимости до 200 минималок, а сроки, в течение которых взымается налог, наоборот, увеличить с 5 до 8 лет.
Стоит отметить, что все эти предложения (кроме увеличения сроков начисления налога с 5 до 8 лет) уже есть в новом проекте, который находится в работе в профильном комитете Рады.
Сам размер налога на роскошь (сейчас 25 тысяч) в проекте №3704 предлагается привязать к минимальной зарплате – взымать шесть минималок. На начало 2021 года это будет 36 тысяч, а потом еще дороже.
То есть проблемы евробляхеров предлагается решать за счет других водителей, которые купили новые иномарки в салоне. Причем за счет снижения ценовой планки придется платить уже не только за элитные авто, но и за машины среднего класса.
6. Обязательный техосмотр для авто ниже стандарта Евро-4 с периодичностью каждые два года.
Как видно, проект досрочно скандальный, поэтому не факт, что в сессионном зале найдутся за него голоса. С другой стороны, растаможка евроблях даже по сниженному ценнику – это порядка 17 млрд дополнительных поступлений в бюджет. С учетом того, что казна пуста, это может стать весомым аргументом для властей.