Российский юморист Андрей Бочаров вызвал бурную реакцию пользователей соцсетей, опубликовав на своей странице в Facebook безобидную фотографию тарелки борща с, на первый взгляд, безобидной подписью: «После катка отлично заходит русский борщ». Под этим постом тут же развернулся грандиозный сетевой баттл. К настоящему моменту там уже более 8,3 тысяч комментариев.
Украинские пользователи массово пришли высказаться на тему, что борщ не может быть «русским». Это украинское блюдо. Им не менее массово оппонировали россияне.
«Борщ - украинский. А ваше исконно русское блюдо - щи. Не путайте!», «Не бывает такого борща. Борщ может быть только украинским», «Русский борщ? Борщ украинский, а русские-щи», - пишут украинцы.
Россияне же считают по-другому. «Борщ как и Крым всегда был, есть и будет русским», «президент Зеленский попросил созвать экстренное совещание Совбеза ООН в связи с аннексией борща Россией», «Борщ принадлежит русским», - пишут комментаторы из России.
На первый взгляд это тема, которая не стоит выеденного яйца. Взрослые люди в состоянии посетить ту же Википедию и увидеть, что: … «в словаре В. И. Даля — род щей, похлебка из свекольной кваши, … Является традиционным блюдом славянской кухни, имеющимся под сходными названиями у большинства славянских народов». И, казалось бы, вопрос снят, но нет! Возникает грандиозное сетевое побоище, борщ переносится в политическую сферу виртуального противостояния славянских народов.
Исходная аксиома социологии повседневности состоит в том, что в нашем сознании существует множество когнитивных миров. И мир повседневности является лишь одним из них. В этих мирах действует принципиально иная логика, которую Альфред Шюц называет «когнитивным стилем». Есть мир сновидения; есть мир политики; есть мир художественного произведения; есть мир религиозного переживания и т.д. Когнитивные миры не смешиваются и существуют в нашем сознании раздельно, между ними нет обменных пунктов. Вот почему выброс энергии происходит при перемещении объектов одного мира в другой, ему не свойственный. Все помнят ленинскую кухарку «управляющую государством», потому, что в мире политики нет объекта «кухарка», точно так же в нем нет объекта «борщ», но помещенный туда он способен шокировать и запоминаться.
И вот химера ложного сознания получает стартовый заряд и начинает свое победное шествие по мозгам! PRвирус «борщ» сам находит себе PRсеть. «Битва при Борще на лентах всех информагенств» - с нескрываемым удовольствием сообщает в Facebook Андрей Бочаров.
А тем временем кто-то незаметно для всех эксплуатирует полученный PRэффект. Что за «PRэффект» спросите вы? А это такой эффект, который работает на процесс именуемый в профессиональной среде как «менеджмент восприятия», то есть корректировка оценок известных явлений. К примеру известный факт: «украинцы и русские – братские народы», в данном случае корректируется в сторону усиления межнациональной конфронтации – «русские украли наш борщ» - наши исконно украинские буряковые щи! Не поддавайтесь на PRовокации. Берегите себя!