Алексею Вдовиченко, который в 2014 году был заместителем начальника Одесского городского управления УМВД, объявлено о подозрении в совершении преступления по части второй статьи 367 ККУ — служебная халатность с тяжкими последствиями.
Подозрение объявили сотрудники Государственного бюро расследований. Об этом стало известно из обнародованного решения об избрании меры пресечения, которое Печерский суд города Киева вынес еще 28 апреля 2021 года.
Оказывается, расследование должностных преступлений по событиям 2 мая 2014-го передали из управления специальных расследований Генпрокуратуры (ныне Офис Генпрокурора) в относительно недавно созданное и вроде как независимое Государственное бюро расследований. Процессуальное руководство осуществляют сотрудники ОГ.
Следователи детально проанализировали события весны 2014 года в Одессе и пришли к выводу, что сотрудники областного и городского управлений знали о готовящихся столкновениях: о запланированных стычках руководство милиции предупреждала СБУ и милицейское управление борьбы с киберпреступностью. Несмотря на это, милиция общественной безопасности планировала только обеспечение порядка на стадионе, а полученная информация о возможных столкновениях с болельщиками за пределами стадиона была проигнорирована.
Для охраны порядка на стадионе выделили сначала 594, а затем 827 милиционеров. Спокойствие во всех других районах города обеспечивали чуть больше сотни сотрудников.
По данным следствия, на Александровском проспекте примерно за час до первых столкновений собралось сначала сто, а затем 300 вооруженных холодным оружием пророссийских активистов. В том районе дежурили десять милиционеров во главе с подполковником Вячеславом Ташматовым. Антимайдановцы сообщили ему о своих намерениях («провоцировать массовые беспорядки и столкновения с участниками марша «За единство Украины» — так в документе). Офицер сразу сообщил об этом своему начальнику — полковнику Алексею Вдовиченко, который был на стадионе.
Следователи считают, что в тот момент у Вдовиченко была возможность срочно перебросить на Александровский проспект все имеющиеся резервы экипированных сотрудников и поднять по тревоге личный состав полка ППС. Это позволило бы предотвратить уличные бои. Однако полковник этого не сделал и направил на Александровский проспект только командира полка ППС, который прибыл туда вместе с полковником Дмитрием Фучеджи. Следователи особо отмечают, что милиционеры не предпринимали никаких активных действий и только перегородили подъезд дома на улице Жуковского, где располагался офис «Совета общественной безопасности», который пытались штурмовать радикалы.
Алексей Вдовиченко вместе с Дмитрием Фучеджи уговаривает «антимайдановцев» разойтись. Площадь перед ОГА, 25 января 2014 года
По мнению следствия, именно халатность Вдовиченко, пассивность милиции и возможность безнаказанно совершать противоправные действия привели к тому, что антимайдановцы смогли напасть на сторонников майдана и футбольных болельщиков, которые собирались на Соборной площади. Только после первых стычек Вдовиченко дал команду направить на Греческую улицу 120 сотрудников райотделов и конвойной службы, но не предупредил их о необходимости взять с собой защитное снаряжение и спецсредства. В ситуации, когда вокруг летали булыжники, «коктейли Молотова», резиновые пули и картечь, неэкипированные и безоружные сотрудники могли только наблюдать за происходящим.
В результате столкновений в центре города погибли шестеро, а через несколько часов на Куликовом поле — еще сорок два человека.
В 2015 году Алексея Вдовиченко уволили из милиции, однако вскоре он вернулся на госслужбу — теперь уже в Национальную полицию. Сейчас он работает начальником управления организационно-аналитического обеспечения и оперативного реагирования (т.е. начальником штаба) ГУНП в Одесской области. Ему объявлено о подозрении в совершении преступления по части второй статьи 367 ККУ — служебная халатность с тяжкими последствиями.
Это преступление средней тяжести, срок давности по нему — пять лет, он истек два года назад. То есть, даже если вина офицера будет полностью доказана, он скорее всего будет оправдан.