29-30 сентября 1941 года, в оккупированном нацистами Киеве был проведен первый массовый расстрел военными безоружного гражданского населения. Всего с 29 сентября по 11 октября 1941 г. эсэсовцы убили почти все еврейское население города - более 50 тысяч мужчин, женщин, детей. Только в первые два дня расстрелов были убиты почти 34 тысячи человек. 1, 2, 8 и 11 октября расстреляли тех, кто не явился по приказу - еще примерно 17 тысяч человек.
Предпосылкой к проведению акции была откровенная ложь об участии евреев в минировании и взрывах на Крещатике, в результате которых погибло немало солдат и офицеров вермахта. Местом массовых расстрелов был выбран Бабий Яр - балка на северо-западе Киева длиной в два с половиной километра, которая местами достигала 50-метровой глубины. В конце улицы поставили ворота, через которые людей пропускали группами по 30-40 человек. Предварительно их заставляли раздеться, отбирали личные вещи, затем полицейские дубинками гнали жертв к проходам в насыпях на краю оврага. На противоположной стороне сидели пулеметчики. Тела расстрелянных скатывались по откосу на дно. После того, как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их засыпали землей.
В общей сложности, за годы Второй мировой войны в Бабьем Яру, по разным оценкам, погибло от 100 до 150 тысяч человек - евреев, цыган, караимов, советских военнопленных, участников украинского националистического движения сопротивления, пациентов психиатрической клиники, представителей других национальных или социальных групп, которых оккупанты считали «лишними». Расстрелы в Бабьем Яру продолжались до освобождения Киева от оккупантов в 1943 году.
Нет
Сон Бабьего Яра сквозь тучи
Рассказывал солнечный лучик:
- «игрушечный братик мой зайчик
По детству убитому плачет,
А старенький Танечкин мячик
Там медленно, медленно скачет
И молится небу, и стонет,
Но в речке Кровавой не тонет…»
Покоя живая могила
Искала и не находила.
Григорий Редько
Память о трагедии Бабьего Яра в Украине чтят на государственном уровне, что свидетельствует о том, что в коллективной памяти народа подобные скорбные события не имеют никаких временных промежутков и сроков давности - они всегда живы, как жива боль потери за каждым, кто прошел дорогой смерти и погиб в братской могиле Бабьего Яра.