С 1 октября, по приказу Министерства здравоохранения, Украина перешла на электронные больничные. За это время медучреждения выдали около четырех миллионов таких медицинских выводов. В чем отличия нового цифрового документа от старого бумажного и к кому обращаться за таким листком нетрудоспособности?
Электронный больничный – это документ, на основании которого человек имеет право на временное освобождение от трудовых обязанностей по состоянию здоровья и на оплату утраченного заработка на период нетрудоспособности. Это удобный и современный инструмент, упрощающий как пациентам, так и врачам, и работодателям подтверждение временной нетрудоспособности человека. Благодаря электронной системе здравоохранения, и в том числе проекту электронных больничных листов, пациент получает следующие преимущества:
Удобство: переживать о том, что врач неправильно укажет должность пациента или название работодателя и документ будет недействительным, не требуется – все данные передаются автоматически; носить бумаги в отдел кадров тоже не нужно;
Социальная защищенность: данные о необходимости начисления средств во время болезни попадают в Пенсионный фонд Украины сразу, а больничные выплаты в случае продолжения больничного могут производиться в несколько этапов, то есть пациент получает деньги быстрее.
Оформление электронного больничного
Возможно, у некоторых людей электронный больничный лист ассоциируется с дистанционным приемом семейного врача, по телефону или онлайн по видеосвязи, но пока что это не так. Для того чтобы получить электронный лист нетрудоспособности, пациенту необходимо, как и раньше, лично прийти к семейному врачу на прием. По результатам осмотра врач уже определяет, нужно ли направлять пациента к профильному специалисту, или назначает лечение самостоятельно. Только после «живого приема» семейный врач имеет право открывать больничный в электронном виде в специальном веб-интерфейсе. При заполнении данных в больничный электронный лист семейный врач обязательно вносит информацию о диагнозе и состоянии пациента, устанавливает срок больничного (есть возможность продлить). После внесения всех данных семейный врач обязательно ставит свою электронную подпись и обозначает данные о своей должности, дате и времени регистрации информации об обратившемся пациенте.
В случае если человек выздоровеет в предварительно обозначенный семейным врачом срок, больничный закроется автоматически без личного визита в медучреждение пациента. Если больничный нужно будет продлить, необходимо будет осуществить дополнительное посещение врача – для того, чтобы семейный врач оценил состояние здоровья и убедился в необходимости продления больничного.
Проверка электронного больничного листа
Работодатели смогут проверить элект-ронный больничный своих сотрудников через личный электронный кабинет на веб-портале Пенсионного фонда, поскольку реестр электронных больничных работает именно на этом веб-портале и его администратором является Пенсионный фонд. Для доступа в реестр и проверки листка нетрудоспособности, оформленного в электронном виде, работодателю необходимо иметь электронную подпись.
Бумажный больничный еще можно получить?
Законодательство определяет только несколько исключений, когда пациент может все еще получить бумажный больничный:
В случае продолжительного заболевания, если это продолжение больничного, который был выдан на бумаге до 1 октября 2021 года.
Если при формировании электронного медицинского заключения о временной нетрудоспособности или электронного больничного происходили технические ошибки, которые не были исправлены в течение 7 дней.
Если во время передачи данных между реестрами произошел технический сбой, приведший к невозможности формирования электронного листа нетрудоспособности в течение более семи дней со дня создания медицинского заключения.
Стоит отметить, что в Юридическую клинику уже обращались касательно вопросов о новом виде больничных.
Так, в декабре 2021 года к нам обратился гражданин Т. с вопросом: «Что делать если работодатель требует больничный в бумажном виде?». Наши юристы разъяснили посетителю, что данные из реестра можно получить в бумажном виде. Для этого необходимо обратиться к органу Пенсионного фонда для получения выписки из реестра или же заказать такую выписку онлайн в электронной форме. В такой выписке будет зафиксирована необходимая информация о пациенте. Такая выписка носит характер официального документа.
Если у вас возникли дополнительные вопросы, обращайтесь в Юридическую клинику Национального университета «Одесская юридическая академия». Консультации проводятся каждый вторник, четверг и пятницу с 15.00 до 18.00, суббота с 10.00 до 14.00, выходной – воскресенье. Запись на прием осуществляется каждую среду с 10.00 до 13.00 по телефону (048)777-27-61 или по адресу: 65009, г.Одесса, ул. Черняховского, 2.
Директор Юридической клиники Национального университета «Одесская юридическая академия»
Анна ТОРЖИНСКАЯ