Інформація до новини
3-06-2022, 20:00

РФ получит от продажи нефти и газа даже больше, чем в прошлом году: Россия выигрывает экономическую войну?

Категорія: Новини / Аналітика

У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

 

Россия, несмотря на введенные санкции, продолжает наращивать экспортную выручку. Нет никаких непосредственных признаков того, что Россия сложит оружие и уйдет из Украины, и это неудивительно, поскольку санкции привели к извращенному эффекту повышения стоимости экспорта нефти и газа из России, значительному увеличению ее торгового баланса и финансированию ее военных действий. Об этом пишет эксперт в сфере экономики Ларри Эллиот в материале для The Gurdian.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Прошло уже три месяца с тех пор, как Запад начал свою экономическую войну против России, и она не идет по плану. Даже наоборот, все идет очень плохо. Санкции против Владимира Путина были введены не потому, что они считались лучшим вариантом, а потому, что они были лучше, чем два других возможных варианта действий: ничего не делать или вмешиваться военным путем.

Первый пакет экономических санкций был введен сразу после вторжения, когда было предположено, что Украина капитулирует в течение нескольких дней. Этого не произошло, в результате чего санкции - пока еще неполные - постепенно усиливались.

Однако никаких признаков того, что Россия выведет войска из Украины, в ближайшее время не наблюдается, и это неудивительно, поскольку санкции имели обратный эффект: они привели к повышению стоимости российского экспорта нефти и газа, значительному увеличению объемов торговли и пополнили военный бюджет. За первые четыре месяца 2022 года Путин может похвастаться профицитом текущего бюджета в размере $96 млрд, что более чем в три раза превышает показатель за аналогичный период 2021 года.

Когда ЕС объявил о частичном запрете на экспорт российской нефти в начале этой недели, стоимость сырой нефти на мировых рынках выросла, обеспечив Кремлю еще один финансовый выигрыш. Россия без труда находит альтернативные рынки сбыта своей продукции: экспорт нефти и газа в Китай в апреле вырос более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Это не значит, что санкции безболезненны для России. По оценкам Международного валютного фонда, в этом году экономика страны сократится на 8,5% из-за падения импорта с Запада. У России есть запасы товаров, необходимых для поддержания экономики, но со временем они будут израсходованы.

Но Европа лишь постепенно отвыкает от зависимости от российских энергоносителей, поэтому немедленного финансового кризиса Путину удалось избежать. Рубль - благодаря контролю за движением капитала и здоровому торговому профициту - крепок. У Кремля есть время найти альтернативные источники запчастей и комплектующих из стран, готовых обойти западные санкции.

Когда на прошлой неделе в Давосе собрались глобальные движущие и движимые силы, общим посланием было осуждение российской агрессии и подтвержденное обязательство твердо стоять на стороне Украины. Но в приватной обстановке высказывалась озабоченность экономическими издержками затяжной войны.

Эти опасения вполне оправданы. Вторжение России в Украину придало дополнительный толчок и без того сильному ценовому давлению. Годовой уровень инфляции в Великобритании составляет 9% - самый высокий за последние 40 лет, цены на бензин достигли рекордно высокого уровня, а в октябре ожидается повышение предельного уровня цен на энергоносители на 700-800 фунтов стерлингов в год.

В результате войны экономики западных стран столкнулись с периодом медленного или даже отрицательного роста и растущей инфляции - возвращением к стагфляции 1970-х годов. Центральные банки, в том числе Банк Англии, считают, что им придется реагировать на инфляцию, близкую к двузначной, повышением процентных ставок. Безработица будет расти. Другие европейские страны сталкиваются с теми же проблемами, если не более, поскольку большинство из них зависят от российского газа в большей степени, чем Великобритания.

Проблемы, которые стоят перед беднейшими странами мира, имеют иной характер. Для некоторых из них проблемой является не стагфляция, а голод, вызванный блокированием поставок пшеницы из черноморских портов Украины.

Как сказал Дэвид Бисли, исполнительный директор Всемирной продовольственной программы: «Сейчас зерновые хранилища Украины переполнены. В то же время 44 миллиона человек по всему миру идут навстречу голоду».

Во всех международных организациях - МВФ, Всемирном банке, Всемирной торговой организации и Организации Объединенных Наций - растет страх перед гуманитарной катастрофой. Позиция проста: если развивающиеся страны сами не являются экспортерами энергоресурсов, они сталкиваются с тройным ударом, когда топливный и продовольственный кризисы вызывают финансовый кризис. Столкнувшись с выбором: кормить свое население или платить международным кредиторам, правительства выберут первое. Шри-Ланка стала первой страной после российского вторжения, которая объявила дефолт по своим долгам, но вряд ли станет последней. Мир, похоже, ближе к полномасштабному долговому кризису, чем когда-либо с 1990-х годов.

Путина совершенно справедливо осудили за «использование продовольствия в качестве оружия», но его готовность к этому не должна удивлять. С самого начала российский президент вел долгую игру, ожидая, пока международная коалиция против него распадется. Кремль считает, что порог экономической боли у России выше, чем у Запада, и, возможно, он в этом прав.

Если бы требовалось доказательство того, что санкции не работают, то решение президента Джо Байдена поставить Украине современные ракетные системы служит тому подтверждением. Есть надежда, что современные военные технологии из США позволят добиться того, чего до сих пор не смогли сделать энергетические запреты и арест российских активов: заставить Путина вывести свои войска.

Полное поражение Путина на поле боя - это один из вариантов окончания войны, хотя при нынешнем положении дел это не кажется столь уж правдоподобным. Есть и другие возможные исходы. Один из них заключается в том, что экономическая блокада в конечном итоге сработает, и все более жесткие санкции заставят Россию отступить. Другой вариант - урегулирование путем переговоров.

Путин не собирается сдаваться безоговорочно, и потенциал серьезного сопутствующего ущерба от экономической войны очевиден: падение уровня жизни в развитых странах; голод, продовольственные бунты и долговой кризис в развивающихся странах.

Из-за зверств, совершаемых российскими войсками, компромисс с Кремлем сейчас трудно проглотить, но экономическая реальность говорит только об одном: рано или поздно соглашение все же будет заключено.

Источник




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.