Масштабное экспериментальное доказательство вечной формулы неравенства
Кейс высшего образования в США
2022 год заставляет сильно усомниться, что, повинуясь «лучшему в нас», люди с течением времени становятся все менее склонными к насилию. И будто сегодня мы переживаем самый мирный период истории, становящейся все более мирной под действием просвещения.
Два новых беспрецедентных по масштабу и глубине исследования «Socioeconomic roots of academic faculty» (https://www.nature.com/articles/s41562-022-01425-4) и «Quantifying hierarchy and dynamics in US faculty hiring and retention» (https://www.nature.com/articles/s41586-022-05222-x), подобно холодному душу, отрезвляют от другой разновидности «токсичного позитива». Будто «продолжающееся просвещение» сглаживает проблему неравенства, становящегося к тому же все менее важным аспектом человеческого благополучия.
На примере кейса высшего образования в США продемонстрировано, что важнейшим карьерным фактором для профессорско-преподавательского состава университетов США является социально-экономический статус родителей.
Неравенство - незыблемая основа социальной структуры общества. Анекдот про сына полковника, которому светит чин не выше папиного, т.к. генералом будет сын генерала, - суровая правда жизни. Так было всегда и везде: в армии и на гражданке, на госслужбе и в предпринимательстве. Единственное, что издавна во всех общественных формациях питало надежды родителей, - это образование для их детей.
Образование всегда считалось двигателем социальных лифтов и катализатором диффузии социальных групп. Ну а с приходом «экономики знаний» растущая роль образования, казалось бы, должна стать еще более мотивирующим фактором, противодействующим социальному “капсулированию” - закреплению социальных ролей различных групп населения, как по имущественному статусу, так и профессиональной принадлежности.
Увы, но это совсем не так. Исследования показали.
1) У профессорско-преподавательского состава университетов в 25 раз (!) больше (по отношению к взрослому населению США) шансов иметь родителя с докторской степенью. Этот показатель почти удваивается (!) в наиболее престижных университетах и остается более или менее постоянным в течение последних 50 (!) лет.
2) Для характеристики престижных университетов выявлена такая статистика: что только 20% университетов США выпускают 80% штатных преподавателей для всей страны. Среди этих 20%, пять ведущих кузниц университетских кадров подготовили больше штатных преподавателей США, чем все университеты за пределами страны вместе взятые.
3) Столь предвзятая система значительно затрудняет распространение перспективных идей из менее известных университетов, а также из социально-экономических и демографических групп, недостаточно представленных среди преподавателей университетов.
Профессорско-преподавательский состав играет уникальную роль в экономике знаний: эти люди одновременно
- обучают следующее поколение мыслителей
- и создают новые исследования, которые формируют национальную политику и способствуют научным открытиям.
Но профессура никогда не представляла социально-демографические характеристики населения, которое она обслуживает. И как показали исследования, за последние десятилетия здесь ничего не изменилось.
«Социальная закрытость» продолжает рулить в области высшего образования, воспроизводя себя в следующих поколениях и жестко регламентируя направления национальной научной политики.
Хотя результаты обоих исследований касаются лишь США, смею предположить, что во многих других странах дело обстоит не лучше (если ни хуже).