В то же время глава комиссии сообщил, что избежать повышения тарифов не удастся, так как из-за вражеских обстрелов энергетических объектов для возобновления питания потребителей использовались временные схемы подачи электроэнергии. Однако для обеспечения прохождения нового отопительного сезона такие схемы являются невозможными. По словам главы НКРЭКП, увеличение тарифов для населения связано с высокой стоимостью восстановления энергетической инфраструктуры. Поэтому Кабинет министров рассматривает вопрос о пересмотре тарифов на электроэнергию для бытовых потребителей.
Как сообщила член НКРЭКП Ольга Бабий, уже в конце апреля или в мае комиссия озвучит новые тарифы на электроэнергию для украинцев, но он будет ниже, чем для бизнеса.
Уже известно, что повышение тарифа нас ждет с 1 июня. В данное время идет обсуждение вариантов повышения верхнего тарифа с 1,68 грн до 2,4 грн или 2,8 грн/кВт·ч. Однако есть одно важное “но”. Нынешний нижний тариф для населения на уровне 1,44 грн (1,68) за кВт·ч планируют сохранить при условии месячного потребления до 250 кВт·ч. Если учесть, что 75% населения потребляет до 250 кВт·ч в месяц, то повысят только для тех, кто потребляет больше 250 кВт. И это верное решение, считает глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.
Еще один из острых вопросов – какой тариф должен быть для тех, кто живет в домах с электроплитами, с электроотоплением есть не только дома, но и города, с бойлерами вместо горячего водоснабжения. Эти люди накручивают немало электроэнергии, и таких потребителей нужно рассматривать в отдельной категории. Вернуться к тому, как было в Украине в 90-х годах, когда они платили в два-три раза меньше. К примеру, как сделано в той же Польше, где платят за электроэнергию по градациям. Но есть большие сомнения, что этим вопросом будет заниматься НКРЭКП, подчеркивает эксперт.
Причина высосана из пальца
Не повышать тариф можно, но на это не пойдут, считает Олег Попенко. С другой стороны, если стоимость киловатта сделают справедливой: когда те, кто больше потребляет – больше и платит, а для большинства населения он останется на том же уровне, что и сейчас, тогда эти перемены нужно поддерживать.
А вот аргументы за поднятие тарифа для населения не убедительны, считают эксперты. Кто-то утверждает, что сократилось количество потребителей на 30%, то есть энергетики недополучают денег. А это недопустимо и это нужно исправить.
Некоторые аргументируют тем, что повышение тарифов поможет восстановить разрушенную энергосистему. По оценкам KSE, после российских обстрелов объектов энергосистемы было разрушено оборудования на $8,1 млрд. На восстановление нужно свыше $1 млрд, или около 40 млрд грн, говорит глава энергетического комитета Верховной Рады Андрей Герус. “Эту сумму нужно быстро найти, чтобы отремонтировать подстанции, поставить новые трансформаторы и защитить их”, – говорит нардеп. Откуда взять эти деньги, когда основные расходы уходят на военные нужды, а помощь западных партнеров ограничена – повысить цену на электроэнергию, считает Герус.
Как подсчитал экономический эксперт Юрий Корольчук, Украина в год потребляет электроэнергии на 46 млрд грн, а энергетики хотят получить еще 40 млрд грн. И это притом что оплачивает услугу около 60% населения.
Но не стоит забывать, что чем выше будет подниматься тариф, тем меньше люди будут платить. Но проблема в том, что это не единственное поднятие тарифа, которое нас ждет в этом году. Будет еще одно перед отопительным сезоном. Что тогда придумают – неизвестно.
А тем временем Украина теряет миллионы гривен из-за прекращения экспорта электроэнергии в Словакию. Как заявил председатель НКРЭКУ Константин Ущаповский, 21 апреля “Укрэнерго” остановило экспорт в Словакию в одностороннем порядке, не согласовав этот вопрос с органами государственной власти. “Это очень важный вопрос, ведь средства от экспорта являются одним из источников для ремонтной кампании. По нашим расчетам, без экспорта Украина теряет около 20 миллионов гривен в сутки в виде недополученных доходов”, – пояснил глава НКРЭКУ.