Інформація до новини
11-05-2023, 10:00

Одеський вокзал від покомунщення до декомунізації та війни

Категорія: Новини / Статті

У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

 С первых дней масштабных боевых действий железнодорожный вокзал «Одесса-главная» стал для вынужденных беженцев не просто промежуточным пунктом назначения, а гостеприимным, теплым во всех смыслах временным домом. На коллектив вокзала легла не только колоссальная нагрузка, но и огромная ответственность за жизнь и безопасность тысяч людей, однако одесситы честью справились с испытаниями. А между тем у железнодорожного вокзала есть своя захватывающая история, в которой принимали участие многие известные люди.

Как все начиналось

Первый железнодорожный вокзал Одессы был выстроен на "Тюремной" площади в неоклассическом стиле по «тупиковой» схеме т.е. дальше ехать некуда. Площадь называлась так потому, что с 1825 по 1894 год на ней находился Тюремный замок. В 1894 тюрьма "переехала" в новый Тюремный замок построенный по проекту петербургских "Крестов", где он расположен и сегодня между улицами Водопроводной и Фонтанской дорогой. Уже после постройки здания вокзала площадь переименовали в "Вокзальную".

«С Высочайшего Государя Императора Александра II соизволения» было принято решение о строительстве нового вокзального комплекса в самой Одессе, и уже в 1884 году по проекту Петербургского академика архитектуры Виктора Александровича Шретера, был построен и запущен новый Одесский вокзал. Шретер известен в Украине, как автор проекта Киевского городского театра, ныне Национальной оперы Украины на ул. Владимирской.  

 

До появления железнодорожного вокзала в Одессе пассажиров из центра города доставляли до станции Товарная специальным поездом, похожим на паровой трамвай. Для этого был построен небольшой павильон на Куликовом поле. Станция Одесса-Товарная была тогда главной станцией Одессы и именно туда прибывали все без исключения пассажирские поезда, в том числе и царский.

проект Штретера

Вокзальный комплекс фактически разделил огромное Куликово поле на Куликово поле и Сенную площадь. Общество тогда было строго сословным, что выразилось планировке первого вокзала, спроектирован он был на три входа. Фасадный предназначался для пассажиров I класса и был главным входом в здание. Со стороны Куликова поля был вход в залы II класса. Со стороны Старосенной площади осуществлялась посадка и высадка пассажиров III класса и погрузка, а также выгрузка товаров. Здание первого городского вокзала пережило мировую войну 1914 года, революцию и гражданскую войну 1917 - 1922 годов, но не пережило Вторую мировую войну. Взорван вокзал был лишь в 1944 году в последние дни оккупации Одессы отступающими румынскими войсками.

немецкая аэрофотосъемка

Всенародная коммунистическая стройка нового вокзала

Строительство нового вокзала было объявлено всенародной стройкой и взято под особый контроль партии и правительства. Это дало результат: сложное в архитектурном и инженерном плане новое здание железнодорожного вокзала Одессы было воздвигнуто в рекордные сроки в течение 1950-52 годов.

Закладка фундамента нового вокзала

Проект вокзала и привокзальной площади разработал архитектор Л. Чуприн в соавторстве с инженером В. Березницким. Чуприну удивительным образом удалось сохранить дух старого одесского вокзала, создав, при этом, более сложное, в инженерном смысле, современное сооружение в стиле советского ампира. Здание - монумент в своем обильном декоре воспевающее торжество марксистских идей в изобразительных формах советской эклектики. И вот наступил долгожданный момент…

«Вчера в торжественной обстановке состоялось открытие нового Одесского вокзала. К шести часам вечера на привокзальной площади собрались тысячи трудящихся, строители, школьники и пионеры с букетами живых цветов. Между колоннами перед главным входом в здание вокзала протянута красная лента. На ней слова: “Добро пожаловать!”», - восторженно писала одесская газета "Большевистское Знамя" от 13 июля 1952г.

А потом были будни привычного уже нам, современникам здания вокзала. Новому вокзалу уже семьдесят один год, по человеческим меркам - почтенный возраст! Сменялась не одна эпоха, ушел в прошлое СССР, а с ним и его коммунистическая идеология.

 Декоммунизация и война

Независимая Украина сегодня строит свою самоидентификацию на других идеологических принципах, противоречие с которыми особенно обострились в момент полномасштабной российской агрессии. Требования к декоммунизации в это трудное для Украины время стали вопросом выживания. В случае с Одесским железнодорожным вокзалом в этом смысле все было очень сложно. С одной стороны, он строился как объект монументальной коммунистической пропаганды, с другой стороны является памятником архитектуры местного значения и одной без сомнения жемчужин одесской архитектуры, замыкающий собою старый центр города по улице Пушкинской.

 

 Одесский железнодорожный вокзал встречает и провожает гостей нашего города. Перед руководством вокзала стояла непростая задача: не нарушая неповторимый стиль и художественный образ памятника архитектуры убрать элементы коммунистической пропаганды. И эта задача была виртуозно решена.

   Руководствуясь рекомендациями Экспертного совета по вопросам декоммунизации, на фасаде здания вокзала со стороны пассажирских платформ закрыты баннерной растяжкой элементы советской символики: ордена Ленина, медаль «Золотая звезда», надпись-лепка «Одесса».Элементы украинской государственной символики гармонично вписались в пропорции коринфских капителей семидесяти однолетней давности, монументальные полотна соцреализма были заменены на видовые пейзажи, изображающие известные туристические объекты Одещины. И все это в условиях войны, когда на трудовой коллектив обрушились небывалые испытания.

За время войны вокзал обеспечил эвакуацию в безопасные места 488 тысячи пассажиров. Вагоны эвакуационных поездов принимали и 150, и 200 человек. Вынужденные внутренние переселенцы прибывают из разных регионов Украины, преимущественно – из Николаевской, Херсонской, Сумской, Харьковской, Донецкой и Луганской областей. На Одесском железнодорожном вокзале были обустроены два зала для их приема, созданы условия для длительного пребывания: есть кровати, стулья, столы, пункты питания…

Работники вокзала консультируют, оказывают информационную и психологическую поддержку. Прибывшие беженцы получают питание, снабжаются средствами личной гигиены, при необходимости обеспечиваются детской одеждой. 

  

«Говоря откровенно, я испытываю гордость за свой коллектив. Мы справились с огромным потоком людей, которые находились в состоянии стресса и даже отчаяния, которые чаще бежали, в чем стояли… Это была огромная ответственность, но уже почти полмиллиона беженцев смогли через Одессу добраться до безопасных мест.
Сегодня мы уже работаем спокойно, без авралов, заранее знаем, сколько у нас завтра будет эвакуационных автобусов. Словом, всем, кому нужна наша помощь, мы непременно поможем в любое время суток и в любое время года, – подчеркнул начальник железнодорожного вокзала станции «Одесса-Главная» Олег Кудашкин.




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.