С первых дней масштабных боевых действий железнодорожный вокзал «Одесса-главная» стал для вынужденных беженцев не просто промежуточным пунктом назначения, а гостеприимным, теплым во всех смыслах временным домом. На коллектив вокзала легла не только колоссальная нагрузка, но и огромная ответственность за жизнь и безопасность тысяч людей, однако одесситы честью справились с испытаниями. А между тем у железнодорожного вокзала есть своя захватывающая история, в которой принимали участие многие известные люди.
Как все начиналось
Первый железнодорожный вокзал Одессы был выстроен на "Тюремной" площади в неоклассическом стиле по «тупиковой» схеме т.е. дальше ехать некуда. Площадь называлась так потому, что с 1825 по 1894 год на ней находился Тюремный замок. В 1894 тюрьма "переехала" в новый Тюремный замок построенный по проекту петербургских "Крестов", где он расположен и сегодня между улицами Водопроводной и Фонтанской дорогой. Уже после постройки здания вокзала площадь переименовали в "Вокзальную".
«С Высочайшего Государя Императора Александра II соизволения» было принято решение о строительстве нового вокзального комплекса в самой Одессе, и уже в 1884 году по проекту Петербургского академика архитектуры Виктора Александровича Шретера, был построен и запущен новый Одесский вокзал. Шретер известен в Украине, как автор проекта Киевского городского театра, ныне Национальной оперы Украины на ул. Владимирской.
До появления железнодорожного вокзала в Одессе пассажиров из центра города доставляли до станции Товарная специальным поездом, похожим на паровой трамвай. Для этого был построен небольшой павильон на Куликовом поле. Станция Одесса-Товарная была тогда главной станцией Одессы и именно туда прибывали все без исключения пассажирские поезда, в том числе и царский.
проект Штретера
Вокзальный комплекс фактически разделил огромное Куликово поле на Куликово поле и Сенную площадь. Общество тогда было строго сословным, что выразилось планировке первого вокзала, спроектирован он был на три входа. Фасадный предназначался для пассажиров I класса и был главным входом в здание. Со стороны Куликова поля был вход в залы II класса. Со стороны Старосенной площади осуществлялась посадка и высадка пассажиров III класса и погрузка, а также выгрузка товаров. Здание первого городского вокзала пережило мировую войну 1914 года, революцию и гражданскую войну 1917 - 1922 годов, но не пережило Вторую мировую войну. Взорван вокзал был лишь в 1944 году в последние дни оккупации Одессы отступающими румынскими войсками.
немецкая аэрофотосъемка
Всенародная коммунистическая стройка нового вокзала
Строительство нового вокзала было объявлено всенародной стройкой и взято под особый контроль партии и правительства. Это дало результат: сложное в архитектурном и инженерном плане новое здание железнодорожного вокзала Одессы было воздвигнуто в рекордные сроки в течение 1950-52 годов.
Закладка фундамента нового вокзала
Проект вокзала и привокзальной площади разработал архитектор Л. Чуприн в соавторстве с инженером В. Березницким. Чуприну удивительным образом удалось сохранить дух старого одесского вокзала, создав, при этом, более сложное, в инженерном смысле, современное сооружение в стиле советского ампира. Здание - монумент в своем обильном декоре воспевающее торжество марксистских идей в изобразительных формах советской эклектики. И вот наступил долгожданный момент…
А потом были будни привычного уже нам, современникам здания вокзала. Новому вокзалу уже семьдесят один год, по человеческим меркам - почтенный возраст! Сменялась не одна эпоха, ушел в прошлое СССР, а с ним и его коммунистическая идеология.
Независимая Украина сегодня строит свою самоидентификацию на других идеологических принципах, противоречие с которыми особенно обострились в момент полномасштабной российской агрессии. Требования к декоммунизации в это трудное для Украины время стали вопросом выживания. В случае с Одесским железнодорожным вокзалом в этом смысле все было очень сложно. С одной стороны, он строился как объект монументальной коммунистической пропаганды, с другой стороны является памятником архитектуры местного значения и одной без сомнения жемчужин одесской архитектуры, замыкающий собою старый центр города по улице Пушкинской.
Одесский железнодорожный вокзал встречает и провожает гостей нашего города. Перед руководством вокзала стояла непростая задача: не нарушая неповторимый стиль и художественный образ памятника архитектуры убрать элементы коммунистической пропаганды. И эта задача была виртуозно решена.
Руководствуясь рекомендациями Экспертного совета по вопросам декоммунизации, на фасаде здания вокзала со стороны пассажирских платформ закрыты баннерной растяжкой элементы советской символики: ордена Ленина, медаль «Золотая звезда», надпись-лепка «Одесса».Элементы украинской государственной символики гармонично вписались в пропорции коринфских капителей семидесяти однолетней давности, монументальные полотна соцреализма были заменены на видовые пейзажи, изображающие известные туристические объекты Одещины. И все это в условиях войны, когда на трудовой коллектив обрушились небывалые испытания.
За время войны вокзал обеспечил эвакуацию в безопасные места 488 тысячи пассажиров. Вагоны эвакуационных поездов принимали и 150, и 200 человек. Вынужденные внутренние переселенцы прибывают из разных регионов Украины, преимущественно – из Николаевской, Херсонской, Сумской, Харьковской, Донецкой и Луганской областей. На Одесском железнодорожном вокзале были обустроены два зала для их приема, созданы условия для длительного пребывания: есть кровати, стулья, столы, пункты питания…
Работники вокзала консультируют, оказывают информационную и психологическую поддержку. Прибывшие беженцы получают питание, снабжаются средствами личной гигиены, при необходимости обеспечиваются детской одеждой.
Сегодня мы уже работаем спокойно, без авралов, заранее знаем, сколько у нас завтра будет эвакуационных автобусов. Словом, всем, кому нужна наша помощь, мы непременно поможем в любое время суток и в любое время года, – подчеркнул начальник железнодорожного вокзала станции «Одесса-Главная» Олег Кудашкин.